Новости

Азербайджанец покоряет российский кинематограф и мечтает снять фильм на родине

Режиссер Анар Аббасов верит, что сможет занять свое место в российском кинематографе и снять картину в Азербайджане.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

Азербайджанский режиссёр Анар Аббасов уже многие годы проживает и работает Москве, где добился больших успехов в российском кинематографе. В ходе Недели российского кино его последняя картина "Битва" была впервые представлена в Баку и с восторгом принята столичным зрителем. Режиссер мечтает в будущем обязательно снять кино на родине и ждет предложений. Обо всем этом Анар Аббасов рассказал в интервью Sputnik Азербайджан.

- Анар, часто приезжаете в Баку?

- Нет, очень редко. Иногда нет времени, а иногда много других проблем.

Азербайджанец покоряет российский кинематограф и мечтает снять фильм на родине

- Почему вы решили переехать в Москву?

- Это получилось очень давно. В прошлом я выступал в составе танцевальной группы Crazy. Я и другие мои коллеги из этого коллектива решили начать свою карьеру за пределами Азербайджана и отправились в Москву. Там мы продолжили свою танцевальную карьеру. Потом нас пригласили в качестве танцоров в музыкальный проект первого и второго сезонов "Фабрики звезд". Кажется, это было в 2003 году. Будучи в Москве, решил реализовать свою давнюю мечту и поступить во ВГИК. Мне повезло, я поступил с первого раза.

Фестиваль M.A.P. в Баку: известный режиссер подменил на сцене приболевшего актера

- Что вас подтолкнуло на то, чтобы перейти от танцев к режиссуре?

- Эти профессии обе творческие. Я понял, что выразить те идеи, которые я хочу воплотить, в реальности танцев недостаточно. Для меня кино – искусство, имеющее максимальные способы для передачи своих идей.

- А какие идеи вы хотите воплотить в реальность?

- Есть одна важнейшая тема в моей жизни – это отношения человека и Бога. Для меня сейчас важно не только воплощать свои идеи, но и рассказать их так, чтобы они были интересны тем, кому ты хочешь их донести.

- Не трудно занять свое место в российском кинематографе?

Сын одного из самых известных азербайджанцев Москвы стал студентом ВГИКа

- Я еще не занял своего места. Я пока начинающий режиссер. Надеюсь, что еще займу достойное место в российском кино. Не могу пока назвать себя известным, успешным, крутым. В России есть очень много хороших режиссеров, которых я уважаю.

- Кто вас в России поддерживает, помогает снимать ваши фильмы?

- Я обучался в мастерской Алексея Учителя. Проучился там пять лет, по истечении которых  написал сценарий. Он понравился моему мастеру. Мы решили попробовать снять на него фильм. Послали сценарий в министерство культуры России, и там его одобрили.

- Сколько фильмов вы уже сняли?

- У меня два полнометражных фильма, остальные все короткометражные. Мне в основном нравится снимать полнометражки, потому что они дают возможность режиссеру выложиться по максимуму. Ко всему прочему, в кинотеатрах показывают в основном полнометражные картины, и зрители смотрят их. Короткометражки больше предназначены для фестивалей и интернета.

- Живя в России, вы следите за тем, как развивается азербайджанский кинематограф?

Турецкий зритель сможет оценить азербайджанские фильмы

- У меня есть очень хороший друг. Он бизнесмен, но очень любит кино. Он мне присылает ссылки на новые азербайджанские фильмы. У азербайджанского кино есть определенные сложности, и финансирование не всегда позволяет снять качественную картину.

Уверен, что в Азербайджане есть огромное количество талантов. Если им дать возможность, то, мне кажется, азербайджанский кинематограф достигнет больших высот. Я очень хочу посмотреть фильм "Гранатовый сад". Картина добилась значительных успехов и это большой плюс.

- А вам предлагали в Азербайджане снять фильм?

- Где-то лет пять назад после окончания ВГИКа продюсер Ирада Багирзаде пригласила в Баку азербайджанцев, которые живут за пределами Азербайджана, чтобы снять альманах из нескольких короткометражных фильмов. Мы его сняли, показали в кинотеатре. Это был единственный случай в моей практике, когда меня пригласили снимать кино на родине. Я очень бы хотел еще иметь такую возможность. Хочу поснимать в Азербайджане не только художественные, документальные фильмы, но и короткометражные. Не желал бы, чтобы моя связь с родиной разрывалась. Если будут предложения, то я только "за".

- Находит ли тема Азербайджана и нашего национального колорита отражение в вашем творчестве?

- Конечно, у меня азербайджанские корни, и они лежат в основе моего восприятия мира. Мой первый короткометражный дипломный фильм "Гурбан" снимался в Азербайджане. Я в нем показал отца, у которого трое дочерей, а он мечтал иметь сына. Для исполнения своей мечты он решает по мусульманскому обычаю совершить пожертвование на горе Хачагая. Вместе с бараном он поднимается на гору, но потом передумывает резать жертвенное животное. Но бог все равно дарит ему сына. В этой картине я показал некоторые религиозные традиции своей родины.

- Не трудно быть и сценаристом, и режиссером одновременно?

- Я сам написал сценарии для своих картин. Сложнее совмещать одновременно продюсерскую и режиссерскую стороны, или режиссерскую и актерскую стороны работы над фильмом. Я не вижу себя актером, продюсером. Если это моя идея, то я должен ее написать. Еще не встретил сценариста, который бы отразил все мои идеи так, как я их вижу.

- Какие темы чаще затрагиваете в своих фильмах?

- Как я и сказал ранее, в основном темой моего творчества служат отношения человека и Бога. Эта идея проявляется у меня по-разному. Не хочу озвучивать все свои планы и идеи. К примеру, первый свой полнометражный фильм "Амун" я снял в Израиле. До того как написать сценарий этой картины, я два года ездил в Израиль, снимал там документальный фильм, и только потом решил написать игровой сценарий.

Актеры театра ADO ведут борьбу за право выступать: вся надежда на власти Баку

Израиль - колыбель религий. Меня в основном интересовала гора Искушения, на которой сорок дней постился Иисус Христос. Спасибо продюсерам, которые поверили мне и потратили деньги на съемки этого фильма.

- В последнем фильме "Битва" вы решили вновь вспомнить свою прежнюю профессию и снять картины о жизни танцоров…

- Будучи танцором, всегда хотел снять кино о танцах, потому что для меня это минимум десять лет моей жизни. Я знаю, что в России есть никому неизвестный танцевальный пласт уличного танца, который соответствует мировому уровню. Мне всегда хотелось это показать, все стили танцев российских танцоров, которые занимают первые места на конкурсах. Но фильм не получился таким, каким я его видел изначально.

- Почему?

Российские режиссеры отменили съемки ради встречи с бакинцами

- Потому что идея всегда трансформируется. Фильм не всегда отражает ту идею, в основе которого она лежала. Помимо этого, режиссер не властен над картиной, а наоборот. Фильм – командный продукт, несмотря на то, что ты являешься и автором, и режиссером, и вроде бы должен держать все под контролем, здесь работают немножко другие силы. Есть события, на которые ты не можешь повлиять.

- Какие отзывы о вашем фильме "Битва"?

- Отзывы разные: есть и грамотная критика, и положительные комментарии, которых больше, чем отрицательных. Не могу сказать, что рейтинг фильма был высокий, он был выше среднего. Танцоры, которые смотрели "Битву", положительно о ней отзывались. С точки зрения профессионального разноса этого фильма, то конечно, есть много критических моментов, с которыми я полностью согласен. Но к сожалению, исправить это уже невозможно.

Узбекские зрители смогут оценить азербайджанские фильмы>>

Оператор Александр Демьяненко сделал невероятную картинку, но все это требует вложений. Не могу сказать, что наш фильм окупился. Мы не окупились в прокате, но это беда не только нашего фильма, но и 99% всех российских картин. Пока зритель не настолько часто ходит в кинотеатр, чтобы российские фильмы окупались. Есть единичные случаи, которые собирают большую кассу.

- Российские режиссеры поддерживают вас?

- Мы пересекаемся на фестивалях. На одном из последних фестивалей "Будем жить", который прошел в Москве, мой фильм "Битва" взял Гран-при. Меня это очень обрадовало, потому что среди конкурсных работ также была кинолента "Бык", которая стала лучшей картиной 30-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр". Я ни в коем случае не хочу себя восхвалять. Мы часто пересекаемся с режиссерами, оцениваем друг друга, общаемся.

Азербайджанец покоряет российский кинематограф и мечтает снять фильм на родине

- Сериалы не хотите снимать?

- Очень хочу, но пока не было предложений. Я не писал пока сценарии для многосерийных фильмов. Меня больше тянет писать сценарии для полнометражных картин. Очень хотел бы попробовать себя в сериалах. Для меня это еще один шаг, который я хочу пройти, погрузиться в этот бизнес, чтобы понять его изнутри. До этого момента пытался держаться на расстоянии, потому что я знаю по опыту своих коллег, что это затягивает настолько, что начинается деградация.

- Над каким фильмом сейчас работаете?

- Сейчас в Фонд кино мы намерены представить детский проект. На мой взгляд, это очень интересная история про подростков, которые ищут клад, а родители, в свою очередь, находятся в их поиске. Дай Бог, чтобы наш проект одобрили.