Нигяр Искендерова
Народные ремесла в последние годы, во многом благодаря поддержки азербайджанского государства, переживают период возрождения. Подтверждением тому служит открывшийся почти год назад в Шеки Центр керамики и прикладного искусства ABAD. Координатор центра, известный азербайджанский художник-керамист Мир Теймур Мамедов рассказал в интервью Sputnik Азербайджан об особенностях национального прикладного искусства, а также о проблемах, существующих в этой сфере.
- Было время, когда керамическое ремесло в Азербайджане было практически забыто...
- В советский период развитие прикладного искусства Азербайджана, можно сказать, уперлось в тупик. Несмотря на то, что керамическое ремесло в Азербайджане имеет древнюю историю, в то время во всем мире больше знали грузинскую, латвийскую, польскую, украинскую, чешскую или русскую керамику.
Последний из могикан: его работы украшают коллекции глав государств >>
Сейчас ремесло переживает период возрождения. Наш Центр керамики ABAD начал функционировать почти год назад. После его создания следующей нашей целью стало увеличение числа подобных центров, возрождение прикладного искусства Азербайджана и его распространение по всем регионам республики.
Сегодня азербайджанское керамическое ремесло по своему развитию занимает первое место в мире.
- Основа керамики – это земля, точнее - глина. Сколько видов глины встречается на территории Азербайджана?
- В мире насчитывается 128 видов глины, 98 из них встречается в Азербайджане. Это, по сути, сокровище, потому что наша земля крайне богата глиной - основным сырьем для керамики. Как будто на земле Азербайджана отражена вся таблица Менделеева. Даже сегодня стоит нам покопать под ногами несколько метров, и мы наткнемся на глину.
- Вы также занимаетесь пропагандой традиций, связанных с печным ремеслом.
- В Азербайджане печное дело имеет глубокие корни. Меня приглашают в разные страны давать уроки по печному ремеслу, где я много рассказываю о наших традициях. К примеру, так было в Молдове. В этой связи я даже занимаюсь организацией симпозиумов в Беларуси, Украине, России.
- В чем заключаются главные трудности на пути развития керамического ремесла?
- Наша главная проблема – в отсутствии завода по изготовлении глазури. В составе этой глазури входит пять-шесть ингредиентов. Мы завозим ее из Турции, Германии, России. Я покупаю ее в Испании.
Большая часть расходов, примерно 60%, у нас уходит именно на глазурь. Литр ее может стоить 10-20, а то и 100 долларов.