БАКУ, 5 сен — Sputnik, Фуад Ализаде. Транзитный потенциал азербайджанского сегмента транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACEСA) пока задействован не в полную мощность, заявил Sputnik Азербайджан нацсекретарь межправительственной комиссии (МПК) TRACECA Акиф Мустафаев.
Несмотря на рост доходов от грузоперевозок через страну на 12%, по его словам, для привлечения дополнительных объемов транзитных грузов транспортникам предстоит решить несколько первоочередных задач.
"В первом полугодии 2019 года транзитные перевозки по азербайджанскому сегменту TRACECA составили 4,056 миллиона тонн. Доходы Азербайджана от перевозки транзитных грузов за указанный период составили 104,2 миллиона манатов с ростом на 12,7%", - отметил Мустафаев.
В целом прогнозируется по Азербайджану в текущем году довести объем транзитных грузов коридора TRACECA до 9,5 миллионов, отметил национальный секретарь МПК. Для этого проделана значительная работа и в частности, для привлечения грузов из Китая.
Когда в Китае пять- шесть лет тому назад принимали концепцию "Один пояс, один путь", направление через Азербайджан не было даже указано, вспоминает эксперт. По его словам, грузопотоки по проекту проходят севернее нашей страны, через Казахстан и Россию, а также южнее, через Иран и Турцию.
Экспортный рай: нефть и вино Азербайджана "в обмен" на товары Поднебесной>>
"Но визиты президента Азербайджана Ильхама Алиева в Китай и встречи на высшем уровне, а также контакты между министерством экономики АР и китайскими министрами инфраструктуры, транспорта привели к тому, что Азербайджан включили в данную концепцию. Тем не менее, это не означает, что грузы пойдут сразу, китайские грузоотправители пока присматриваются к условиям на нашем маршруте", - подчеркнул Мустафаев.
Существует пять основных критериев привлекательности транспортных коридоров, указал он. Это развитая инфраструктура транспорта; наименьшие затраты времени в пути; доступные и выгодные тарифы на перевозки; хороший уровень сервиса (упрощенные процедуры пересечения границ) и безопасность перевозок, и в этом направлении еще предстоит проделать немалую работу, считает национальный секретарь МПК TRACECA по Азербайджану.
Стоит отметить, что из указанных пяти критериев высокие оценки азербайджанский сегмент транспортного коридора может получить лишь в вопросе развития инфраструктуры и безопасности. В то же время, некоторые зарубежные грузоотправители с сожалением отмечают, что несмотря на то, что при использовании азербайджанского сегмента TRACECA путь груза максимально сокращается, быстрее всего грузы доходят до потребителей посредством российского маршрута. Этому способствуют такие факторы, как документооборот и ценообразование, оптимизированные в рамках соглашений Евразийского экономического союза.
В связи с этим эксперт предлагает для повышения привлекательности азербайджанского сегмента TRACECA активнее внедрять элементы цифровизации перевозочного процесса, что обеспечит ускоренное прохождение грузами таможенных переходов. Также целесообразно рассмотреть возможность снижения тарифов грузоперевозчиков на маршруте и решить ряд других логистических проблем.
Иными словами, речь идет об организации координированной работы транспортных компаний разных стран, задействованных в перевозке грузов по азербайджанскому сектору МПК. В противном случае, заманить на него китайских грузоперевозчиков не удастся, а сами грузы будут транспортироваться по более конкурентоспособным коридорам - севернее или южнее.
По данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, по итогам 2018 года объем транзитных грузов, проследовавших по азербайджанскому сегменту TRACEСA, составил 9,344 миллиона тонн.