Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан
Жанр комедии во все времена пользовался особой любовью почитателей кинематографа. Поколение за поколением восторгалось шедеврами кинокомедии и восхищалось неповторимым искусством великих режиссеров и актеров, получивших признание именно в этом жанре кино.
Автор этих строк по части кинематографических увлечений далеко не оригинален, как и миллионы любителей кино всегда трепетно и с особым вниманием относился к комедийному действу, которое разыгрывалось на экранах кинотеатров. Во времена СССР, не часто, но временами проводились демонстрации фильмов прошлого.
Благодаря этому я и мое поколение в детстве и юности могли восхищаться не только шедеврами азербайджанской комедии и неповторимыми работами великих советских мэтров этого жанра Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, но и восхитительными фильмами гениального Чарли Чаплина, зажигательными, полными юмора экранными историями великого Макса Линдера. Некоторые творения британских, итальянских и восточноевропейских комедиографов также доходили до нас и пользовались определенным успехом.
Но все же… Особое место в душе у каждого кинозрителя тех времен (да и последующих поколений тоже) занимали французские кинокомедии. Они отличались своим особенным стилем, неповторимым очарованием вкупе с искрящимся юмором. В 50-е годы в СССР был особенно популярен Фернандель, в 60-70е годы большим успехом пользовались неповторимые Бурвиль и Луи де Фюнес. Эти мастера комедийного жанра имели потрясающую популярность, а когда снимались дуэтом (шедевры мировой кинокомедии "Разиня", "Большая прогулка"), просто взрывали мировой кинопрокат. Казалось бы, что до этих мэтров никто не сможет дотянуться и вдруг…
В первой половине 70-х годов прошлого столетия в кинематографический мир триумфально ворвался еще один гениальный француз. Два фильма (1972 и 1975 годов) про приключения "Высокого блондина в черном ботике" приятно всполошили любителей комедии в мире. Картины режиссера Ива Робера произвели фурор и познакомили нас с неповторимым Пьером Ришаром, которому сегодня исполняется 85 лет.
Актер сумел создать неповторимый образ очаровательного растяпы, который все время попадает в очень сложные жизненные ситуации, и несмотря на наивность и душевную простоту, выходит из них с успехом. Этот образ, который актер вылепил в "Высоком блондине", Ришар продолжал использовать и в множестве других комедий, в которых он принимал участие.
Во многом это объясняется тем, что автором сценариев про "Блондина" являлся Франсис Вебер, который в 1976 году решил и сам поставить фильм с Пьером. Тем временем Ришар успел сняться в еще одной прекрасной комедии режиссера Клода Зизи "Он начинает сердиться". Ему дали роль учителя математики, постоянно попадающего в смешные ситуации. Картина имела сумасшедший успех в советском кинопрокате.
Так вот, Вебер специально написал для актера роль в фильме, который назывался "Игрушка". Это был знаковый фильм 70-х годов. Советский зритель был в восторге от приключений безработного журналиста Франсуа, который несмотря на все свои жизненные неурядицы, оставался добрым и отзывчивым человеком.
Более того, Франсуа смог завоевать любовь отпрыска богача и убедить его с верой относиться к простым ценностям жизни, а его миллиардера отца заставил задуматься о своих дальнейших взаимоотношениях с сыном. Прекрасный драматургический материал, великолепная режиссура, чудная и до сих пор популярная музыка к фильму и, наконец, гениальная игра самого Пьера Ришара сделали эту картину, одним из лучших комедийных фильмов в истории.
После триумфального шествия "Игрушки" по экранам мира, Франсис Вебер решил создать неповторимый комедийный дуэт, как это в свое время сделал выдающий французский комедиограф Жерар Ури, который соединил в "Разине" и "Большой прогулке" Бурвиля и Луи де Фюнеса.
Понятно, что Вебер искал достойную пару для Пьера Ришара. Выбор был несколько неожиданным, ибо Жерар Депардье был уже известным актером и очень востребованным, и притом никто не замечал его особых комедийных наклонностей. Однако, выбор был сделан правильно, и дальнейшие фильмы Вебера, где Пьер Ришар и Жерар Депардье создали незабываемые образы, пользовались оглушительной популярностью.
Вначале были "Невезучие", потом через два года "Папаши" и наконец еще через три года "Беглецы". Фантастической популярностью эти картины, конечно же, в первую очередь обязаны гениальному дуэту актеров. Однако, при всем уважении к Депардье, все в лентах выстраивалось вокруг героя Пьера Ришара, а Депардье виртуозно подыгрывал партнеру.
Те годы были самые плодотворные и счастливые для Пьера Ришара. Отмечу, что неповторимость Ришара увидел и мэтр французской комедии Жерар Ури. Мастер снял гениального комика в своих картинах "Побег" и "Укол зонтиком", которые также имели грандиозный успех у зрителей.
Однако Ришара несколько тяготило, что его все воспринимали как комика. В действительности Пьер Ришар - обладатель многогранного актерского дарования. Он пробовал играть на сцене, снимался в фильмах, где хотел отойти от амплуа "вечного растяпы Франсуа". Запомнилось его исполнение роли Виталиса в экранизации романа Гектора Мало "Без семьи" и образ вынужденного отшельника в одной из экранизаций романа Даниэля Дефо "Робинзон Крузо".
Ришар продолжал сниматься и принял участие в 1996 году в совместной французско-российско-грузинской комедии Наны Джорджадзе "Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара". В ней он исполнил главную роль повара-путешественника француза Паскаля, за которую был удостоен звания "Лучший актер" на Каннском кинофестивале.
Однако, все же несмотря на то, что Ришар в 2000-е годы снимался, к примеру, в российском сериале "Парижане", расцвет его творчества приходился на 70-80-е годы. Именно тогда его "Высокий блондин" завоевал симпатии всего мира и навсегда останется в нашей памяти, как невероятно очаровательный Франсуа Перен.