Новости

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Актер не испугался того, что образ Бумбараша намертво приклеится к нему и не даст возможность сниматься в разнохарактерных ролях.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Свою первую роль в кино этот актер, которому сегодня исполнилось бы 78 лет, сыграл в очень веселом и захватывающем фильме "Пакет", который был снят режиссером Назаровым по произведению Пантелеева.

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Фильм в первую очередь был предназначен для детей и юношества, рассказывал о приключениях красноармейца Пети Трофимова в тылу у белых. Актер в этом фильме запомнился, особенно подрастающему поколению. Я был очарован тем, как актер сыграл своего героя. Неунывающий и преданный своему заданию парнишка был безумно обаятелен.

В следующий раз я увидел этого актера в фильме "Хозяин тайги". На этот раз он играл нашего современника, участкового старшину Сережкина, который расследует ночную кражу в магазине таежного поселка. Но Трофимов и Сережкин в исполнении актера были очень похожи между собой. Уверенность, что правда восторжествует, чисто деревенская сметливость и жизнерадостность объединяла эти два персонажа. Создавалось впечатление, что актер просто играет самого себя.

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Но мое мнение в корне изменилось, когда я посмотрел фильм "Жизнь и смерть дворянина Чертопханова", снятого по мотивам нескольких произведений Тургенева из цикла "Записки охотника". Артист в роли странствующего певца Яшки Турка совершенно отличался от своих прежних работ (тех, которые я к тому времени видел).

В том же году, что и эта картина, на экраны вышел знаменитый "Бумбараш", в котором актер вновь предстал перед нами во всей красе своей эксцентричности.

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Вы уже, наверное, догадались, что речь идет о любимце многих поколений любителей кино Валерии Сергеевиче Золотухине.

Во многих театральных и кинопостановках Золотухин великолепно поет и виртуозно двигается. Смотря на то, что выделывает со своими ногами артист, нельзя представить себе, что он с детства ходил на костылях. Родившись в алтайской деревне в семье председателя колхоза, мальчик через некоторое заболел туберкулезом кости. Сережа мог остаться калекой на всю оставшуюся жизнь. Но сила воли парнишки и его любовь к жизни помогли ему справиться с болезнью. Будучи прикован к костылям, Золотухин мечтал о карьере артиста и все же добился своего!

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Несмотря на то, что болезнь отступила, от хромоты юный Золотухин не избавился. Это не помешало ему приехать в Москву и поступить в ГИТИС. И выбрал он факультет оперетты, где необходимо петь и танцевать.

Долгое время он смог делать так, что педагоги не замечали его изъяна, а потом все решилось само собой. Заметив несомненный талант юноши, педагоги предложили ему учиться на драматического артиста.

В 1963 году Золотухин окончил ГИТИС. Год он проработал в театре Моссовета, а затем в Театре на Таганке, куда был приглашен Любимовым. В этом театре Золотухин работал до конца своей жизни.

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Валерий Золотухин был одним из главных звезд знаменитой труппы этого театра. Любимов отдавал должное его таланту, и актер был весьма востребован. В каких только спектаклях он не играл, показывая различные грани своего дарования. Ванг-водонос в "Добром человеке из Сезуана", Петя Трофимов в "Вишневом саде", Григорий Отрепьев в "Борисе Годунове", Грушницкий в "Герое нашего времени", маркиз де Сад в "Марате и маркизе де Саде", Живаго в "Докторе Живаго" - это всего лишь малый перечень ролей, которые создал на сцене театра Валерий Золотухин.

Он был очень дружен с великим Владимиром Высоцким, тоже актером театра на Таганке. Они часто играли вместе в спектаклях и судьбе было угодно, что и на киноплощадке они оказывались несколько раз вместе.

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

После "Пакета" Золотухин был приглашен сниматься в "Интервенцию", где в главной роли был занят Высоцкий. Этот фильм был положен на полку и вышел на экраны только в 1987 году. В это же время оба актера снимаются у Назарова в фильме "Хозяин тайги". Именно после этого фильма Золотухин привлек к себе пристальное внимание режиссеров.

Но огромную популярность Золотухину принесла его следующая работа. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого "Бумбараш".

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

Игра актера была безупречной, а песни на слова Юлия Кима в исполнении Золотухина запела вся огромная страна. Однако, актер не испугался того, что образ Бумбараша намертво приклеится к нему и не даст возможность сниматься в разнохарактерных ролях.

Золотухин очень активно снимается. Среди его работ, я бы хотел отметить Сашку-механика в фильме "Берега", роль офицера в "О тех, кого помню и люблю". Прекрасно сыграл Золотухин плутишку Лутоню в сказке "Царевич Проша".

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

А как он великолепен в роли Кости Касаткина в фильме великого режиссера Иосифа Хейфица "Единственная"! Там его партнерами были Владимир Высоцкий и Елена Проклова. Как пронзительно правдиво передал на экране чувства своего героя Золотухин. Этот фильм имел большой успех и в этом, безусловно, большая заслуга Валерия Сергеевича.

Он сыграл заметные роли в музыкальной комедии "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил" (вновь совестная работа с Высоцким), драме "Любовь Яровая", комедии "Смешные люди".

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

На меня большое впечатление произвела его работа в телевизионном фильме Михаила Швейцера "Маленькие трагедии" по Пушкину. Золотухин в "Моцарте и Сальери" сыграл Моцарта. Сыграл великолепно и не затерялся в дуэте с великим Иннокентием Смоктуновским, который воплощал образ Сальери. Любопытно, что когда-то молодой Смоктуновский в телеспектакле сам играл Моцарта, тогда его визави был могучий Николай Симонов. Я видел эту постановку и смею утверждать, что Золотухин смог создать образ Моцарта, отличный от трактовки Смоктуновского.

Золотухин продолжал активно сниматься, но многие фильмы, несмотря на талантливую игру актера, не могли повторить успех знаковых его фильмов. В советский период, кроме вышеназванных, я бы отметил его работы в фильме "Чародеи", "Мать Мария", "Остров сокровищ", "Демидовы", "Средь бела дня". Великолепно актер сыграл в экранизации Швейцера "Мертвых душ" сразу две роли - почтмейстера Ивана Андреевича и капитана Копейкина.

"Бумбараш" советского экрана: избавиться от костылей, чтобы стать легендой театра и кино

В последнее время Золотухин мало снимался, все основное время уделяя театру. Однако, все же можно отметить старика Хали-Гали в сериале "Участок" и работы Золотухина в знаменитых блокбастерах Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор" и "Дневной дозор". Отметим и роль Босого в "Мастере и Маргарите". Также запомнились его персонаж в "Утомленные солнцем-2" и любвеобильный рыжий дед в веселой комедии "Пять невест".

После ухода Юрия Любимова из Театра на Таганке в 2011 году Валерий Золотухин был назначен художественным руководителем театра. Он делал все возможное, чтобы театр этот не потерял своего реноме. Оставил эту должность в связи с неизлечимой болезнью через два года. Через некоторое время, а именно 30 марта 2013 года, выдающий актер театра и кино Валерий Сергеевич Золотухин скончался.