Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

В преддверии старта сезона отпусков и дальних путешествий редакция Sputnik Style решила расспросить летчиков пассажирских самолетов о способах борьбы с боязнью полета. Помимо этого, пилоты рассказали нам о популярных авиапредрассудках, алкогольных возлияниях в качестве предполетной подготовки, об аплодисментах при посадке и собственных заработных платах. Слово экспертам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как убедить человека в том, что перемещение из точки А в точку Б под крылом самолеты — это безопасно?

Алексей, пилот гражданской авиации:

«Людям свойственно приукрашивать фобии. Когда человек заявляет, что у него так называемая “аэрофобия”, возможно, он просто чувствует себя некомфортно, попадая в неизвестную среду. Есть небольшой процент людей, которые реально подвержены этой болезни: пугаются настолько, что сердцебиение учащается до невозможности. Вот это как раз тот самый случай, когда поможет только работа с психологом. Если же речь идет о среднестатистическом человеке, который просто себя накручивает, то здесь есть несколько вариантов.

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Для начала нужно понять, чего именно он опасается. И тогда уже подбирать нужные слова. Кому-то будет достаточно сказать, что самолет — самый безопасный вид транспорта. И попугать статистикой автомобильных и железнодорожных аварий. А кому-то, например, нужно разъяснить принцип работы самолета. Восемьдесят процентов так называемых аэрофобов думают, что если у лайнера остановятся двигатели, то все сразу камнем упадут на землю. Это совершенно не так: самолет может пролететь около двухсот километров после этого — пилоты как раз успеют найти место, где аккуратно приземлиться. Крушение крупных самолетов в наши дни все же редкое явление.

Есть еще группа аэрофобов, которые переживают, что пилоты садятся пьяными за руль. Так вот знайте: мы проходим множество этапов проверки, не только людьми, но и машинами.

А, ну и еще одна распространенная причина страха у людей: мол, я ничего не контролирую. Но позвольте: в лифте вы тоже ничего не контролируете! А в наших креслах только профессионалы своего дела, а не какие-то люди с улицы.

Павел, пилот гражданской авиации:

«Мне кажется, если люди будут понимать, что происходит в данный момент на борту, им будет спокойно. Чем больше ты понимаешь о состоянии происходящего, тем легче. Ты уже не боишься лишних звуков и странных маневров. Так что основной путь преодоления аэрофобии со стороны экипажа — общение с пассажирами и донесение до них всей информации».

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Екатерина, бывший пилот гражданской авиации:

«Испуганному пассажиру я обычно старалась объяснить, что современные аэробусы очень и очень надежны. Говорила так: чтобы в конструкции что-то сломалось, чтобы самолет взял и упал, — это должно столько всего одновременно отказать... Впрочем, даже такие маловероятные ситуации пилоты отрабатывают на тренажерах. И да, всем сомневающимся я не устаю повторять: вероятность быть сбитым машиной около своего дома гораздо выше, чем шанс попасть в авиакатастрофу».

Максим Нальский, IT-предприниматель, основатель и CEO Pyrus, один из основателей IIKO, частный пилот

«Я всегда советую аэрофобам взять несколько уроков пилотирования. Дело в том, что как на маленьких, так и на больших самолетах принципы работы и все системы управления очень схожи. Когда сам попробуешь порулить маленькой «сессной», то потом и на огромном аэробусе не испугаешься полетать. С пониманием принципа работы самолета приходит успокоенность.

Был случай: летел я как-то в Америку. Пассажиром. Ночью. Перед заходом на посадку началась турбулентная тряска, и моя соседка вцепилась мне в руку. До синяков сжимала. Человек паниковал. Я начал успокаивать перепуганную даму так: просто стал тихо объяснять, что в данную секунду происходит. “Сейчас мы спускаемся и снижаем скорость; на посадке скорость должна быть низкая, чтобы посадочный путь не оказался слишком длинным. Для этого самолет меняет форму крыла, выпуская закрылки, и тогда площадь крыла становится больше, и при меньшей скорости он может продолжать лететь”. Соседка задумалась и говорит: “Что ж, разумно. Но что это за страшные звуки?” Я отвечаю: “Это пилот выпускает шасси. Все совершенно нормально”. В общем, кое-как успокоил женщину. Да, люди боятся неопределенности, переживают отсутствие чувства контроля. Но этот страх уходит как по мановению волшебной палочки, когда ситуация становится понятной и предсказуемой».

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Алексей, частный пилот:

«Способов много, все зависит от кошелька. Самый действенный метод — это научить человека летать, хотя бы и в теории. Очень помогают профессиональные авиасимуляторы, так называемые FFS. Ведь людей в основном пугает неизвестность, разного рода шумы и толчки. Только поняв природу этих явлений, человек становится спокойным».

Нужно ли пить алкоголь перед вылетом, чтобы побороть страх?

Алексей:

«Нет, никому не рекомендую. Пить вредно. В состоянии опьянения к тому же страх может возрасти. Да и соседям на борту вряд ли понравится пьяный человек».

Павел:

«Одно и то же количество спиртного сказывается на человеке совершенно по-разному на земле и в воздухе. Коротко говоря, на высоте процесс опьянения протекает быстрее — напьетесь сильнее. И будет только хуже, как вам, так и вашим соседям. Ну и вообще, это все доставляет хлопоты и экипажу, и сотрудникам аэропортовых служб».

Екатерина:

«Если алкоголь помогает расслабиться, почему нет? Но нужно понимать, что так вы аэрофобию не искорените. Выпивка — это борьба с симптомом, а не с проблемой. Делюсь лайфхаком: вместо бокала вина скачайте себе побольше любимых фильмов и устраивайтесь поудобнее с компьютером и наушниками в кресле авиалайнера».

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Алексей:

«Алкоголь исключительно неэффективен. В крайнем случае можно попробовать успокоительное».

С какими стереотипами о вашей работе вы сталкиваетесь?

Алексей:

«Их на самом деле очень много, но самый раздражающий о том, что, мол, пилоты летают пьяными. Это полный бред!»

Павел:

«Случается, например, задержка вылета. Почему-то первое, что приходит на ум многим пассажирам, — самолет сломан. Поймите, задержка значит лишь то, что самолет позже прилетел и, соответственно, сможет позже вылететь. А еще часто у самолета не получается сразу сесть, крутимся вокруг аэропорта, потому что в небе “пробки”. А пассажиры грешат на пьянство пилотов отчего-то».

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Екатерина:

«Старшее поколение пилотов до сих пор с пеной у рта отстаивает стереотип, что пилот — профессия не женская. Или, например, многие считают, что пилоты могут сесть за руль пьяными. Это отголоски историй из 1980-х и 1990-х, сейчас такого не бывает в принципе. Во всех авиакомпаниях действует правило: не принимать алкоголь за 12 часов до вылета. Именно для этого и существует обязательный предполетный медицинский контроль. Даже со слабым запахом алкоголя к самолету ни одного пилота не подпустят! А еще многие думают, что большинство бортпроводников-мужчин — геи. Вот тут не поспоришь: действительно, гомосексуалистов хватает. Их много, но, учтите, не каждый стюард — гей».

Максим:

«Частенько мои пассажиры спрашивали, что будет, если отключится двигатель? Дело в том, что Cirrus SR22, на котором я летаю, — одномоторный. Так вот, абсолютно любой самолет умеет планировать. Если двигатель отключается, то пилот просто опускает нос самолета, устанавливает лучшую скорость для планирования, при которой мы летим на максимальное расстояние при наименьшей потере высоты, то есть рассчитываем на наибольший диапазон возможных мест для аварийной посадки. И затем спокойно начинаем подбирать посадочную площадку — плоский кусочек земли. Так что ничего в этом страшного нет, пилотов готовят и к таким ситуациям».

Алексей:

«Главный стереотип заключается в том, что пилоты не управляют самолетом, потому что за них все делает компьютер. Мы же присутствуем там исключительно в качестве мебели. Это не так, конечно. А еще есть популярное убеждение, что бортпроводники — люди сплошь нетрадиционной ориентации. Кстати, тут доля истины, честно говоря, значительная. В Израиле, по крайней мере, это весьма частое явление».

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Аплодисменты на посадке — как вы относитесь к ним?

Екатерина:

«Сейчас открою страшную тайну: пилоты в своей кабине аплодисментов не слышат!»

Алексей:

«Пилоты их никогда не слышат. Когда пассажиры хлопают, то это больше для них самих нечто вроде ритуала. Некий способ проявить эмоции. Те же аэрофобы таким образом радуются, что прилетели. В общем, если вы реально хотите поблагодарить экипаж, можно попросить книгу жалоб и предложений и черкнуть в ней пару добрых слов. Или написать отзыв на сайте авиакомпании».

Павел:

«В 99% случаев мы не слышим аплодисментов. Бывает, что после сложной посадки в непогоду стюарды говорят: сегодня, мол, очень хлопали. А для нас это не очень важно, если честно».

Действительно ли нужно выключать мобильные телефоны при взлете и на посадке?

Алексей:

«Да, лучше выключать. Один телефон, конечно, никак не повлияет на работу оборудования, но если их будет 200, то это может и сказаться».

Павел:

«Раньше, эдак лет двадцать назад, ну, когда телефоны были огромные, это имело смысл — во избежание вреда для оборудования. С тех пор правило и осталось. Но сегодня оно действует больше во благо самих пассажиров, для их же безопасности. Ну, чтобы во время взлета и посадки люди не сидели, уткнувшись в экраны телефонов, а были сконцентрированы. Ну и к тому же при помощи запрета на использование гаджетов мы получаем меньше “проблемных” предметов на борту. Тех, что могут выпасть в случае резкого торможения. Они не затруднят эвакуацию. Резюмирую: опасность включенных мобильных телефонов научно не доказана».

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни

Алексей:

«Бортовому оборудованию мобильные телефоны не мешают. Просто правила были написаны довольно давно, когда еще не было полной уверенности в их безопасности».

Какова средняя зарплата пилота и от чего она зависит?

Алексей:

«Зарплата зависит от многих факторов. От компании, от типа самолета. В сельхозавиации, например, идет счет на десятки тысяч рублей. Максимальная зарплата сейчас, насколько я знаю, у пилотов китайских авиакомпаний — до 20 тысяч долларов в месяц. А вообще, как правило, зарплата пилота — история непредсказуемая, так как она зависит от количества налета. Ты никогда не знаешь, какой он у тебя будет в следующем месяце».

Павел: 

«Заработная плата зависит от компании, в которой пилот работает, от типа самолета, на котором он летает. У нас есть допуск и соответствующие права, которые разрешают управлять именно этим воздушным судном или каким-то семейством. Ты, к слову, можешь переучиться и перейти на другой тип. Не могу назвать точных цифр, на самом деле. К тому же многое зависит от налета. Наш максимум — 90 часов в месяц, но иногда за какие-то дополнительные часы могут быть бонусы».

Ваш любимый аэропорт?

Алексей:

«Домодедово. Родной аэропорт. Еще люблю летать на юга, например в Минеральные Воды. Очень нравится Улан-Удэ, Камчатка — такие красивые виды на заходах…»

Павел:

«Нравятся аэропорты в Берлине, Лейпциге, Стамбуле. В последнем движение организовано особенно хорошо. И это учитывая то, что в Стамбуле огромный трафик».

Екатерина:

«Я люблю Шереметьево. Терминал D. Мой родной дом. Люблю Бишкек, потому что это “просто космос” на рассвете в пять утра, ведь природа вокруг — закачаешься. Люблю Рим — за красоту сооружения. Люблю Хельсинки. За подогрев перрона зимой».

Алексей:

«Старый аэропорт израильского Эйлата — он закрылся месяц назад. Потому как именно там я учился летать. Первый взлет, первая посадка...»

Воздушная тревога: 5 пилотов говорят о аэрофобии и иных фрагментах их удивительной жизни