Сегодня представить мир без таких привычных и повсеместно любимых джинсов практически невозможно. Только в одной Америке их продается около миллиона пар в год!
Это раньше джинсовые вещи считались второсортной униформой для шахтеров и фермеров: сегодня же деним фигурирует в категории «обязательный предмет гардероба» не только для всех ценителей тренда, но и для звезд шоу-бизнеса и интеллектуальной элиты.
Назад к истокам
Все началось с того, что одному еврейскому мальчику из Баварии в 1840-х было нелегко обжиться в чопорном американском штате Кентукки. Чего он только не пробовал: торговать инструментами, тканями, кожгалантереей. Дело никак не шло.
Помогла внезапно начавшаяся эра золотой лихорадки — случайно обнаруженное месторождение золота дало мощный толчок бизнесу Лейба Штраусса, которому впоследствии было суждено стать воплощением концепции американской мечты.
Когда тысячи людей со всего мира хлынули в Калифорнию, чтобы сутками напролет без сна и отдыха промывать речной песок в поисках крупинок драгоценного металла, наш юный бизнесмен отправился в эпицентр событий, чтобы продавать охотникам за золотом не самые востребованные товары. И дело на удивление пошло! Озверевшие искатели сметали с прилавков все, что им попадалось под руку: ткани, кирки, лопаты. Казалось, им можно было бы продать и снег зимой.
Но вот парусина оставалась невостребованной. Тогда смекалистый «купец» Лейб решил заказать у знакомого портного брюки из этой ткани и оказался тысячу раз прав: они начали разлетаться как горячие пирожки.
Именно в тот момент его старшие братья, торговавшие в Нью-Йорке отрезами для шитья, прислали Лейбу на пробу странный материал деним, названный так по имени города Ним в Южной Франции, где эту ткань и придумали (serge de Nîmes — «ткань из Нима»).
Прозорливый торговец решил сделать ход конем и вложил все деньги в шитье брюк для золотоискателей из этой крепкой и податливой ткани.
Швы для пущей долговечности было решено усилить двойной строчкой оранжевого цвета и медными заклепками. Заодно наш герой сменил имя на более звучное, став Ливаем Страуссом, занял денег у зятя на открытие собственного магазина и зарегистрировал фирму Levi Strauss & Co.
В первый же год его вложения с лихвой окупились: удалось продать свыше 21 тысячи брюк по цене 1 доллар 46 центов за пару. Спустя 20 лет фирма получила патент и лицензию на единоличное право производства «рабочих комбинезонов из саржевой ткани без бретелей, с карманами для ножа, денег и часов». Дата подписания бумаг, 20 мая 1873 года, с тех пор считается днем рождения джинсов.
Любовь и страсти
В 1934 году Levi’s в знак поддержки женского движения за эмансипацию выпустили первую модель для прекрасной половины человечества, а авторитетный журнал мод написал статью о равенстве и свободе, проиллюстрировав ее снимками наездниц, облаченных в джинсовые брюки и рубашки. Это стало революцией. Самые отчаянные дамы стали ходить так по улицам. Впрочем, все равно такая смелость пока считалась уделом маргиналок.
Настоящую славу и популярность джинсы получили благодаря обитателям Голливудских холмов.
В 1930–50-х годах сбрасывать все свои тревоги и волнения и утолять жажду красивой жизни люди стремились в стенах первых кинотеатров, где активно демонстрировались вестерны про разудалых ковбоев, облаченных в джинсы.
В 1954-м штаны из денима и вовсе получили карт-бланш благодаря главной голливудской блондинке — актрисе Мэрилин Монро. В тот год она снялась в кинокартине «Река не течет вспять», где ее героиня без стеснения демонстрирует свои выдающиеся формы в обтягивающих джинсах. Начался настоящий бум: фанаты звезд рок-н-ролла, благообразные домохозяйки в платьях в стиле нью-лук — все с одинаковым рвением начали носить джинсы. Это перестало быть вызовом и трансформировалось в полноценный модный тренд.
Каждому свое
Следующие поколения лишь укрепили и без того сильные позиции денима, декорируя и интерпретируя джинсовые предметы гардероба на свой лад. Хиппи варили джинсу, расшивали ее бисером и бахромой, украшали брюки рисунками и вшивали в них вставки клеш. Тогда же благодаря дизайнеру и кумиру 1960-х Мэри Куант вошли в моду джинсовые мини-юбки.
В 1970-х богемные девицы вроде Джейн Биркин и Дебби Харри добавили в модную повестку джинсы с завышенной талией.
В 1980-х яппи предпочитали темно-синие и практически прямые брюки из денима, а куртки к ним подбирали строго в тон — и чтобы обязательно с огромными кожаными наплечниками.
В 1990-е всех поглотил гранж, и рваные джинсовые «тряпки», как у солиста культовой группы Nirvana Курта Кобейна, пользовались особенной популярностью.
В 2000-е и вовсе понеслась душа в рай. Как только не извращались с денимом модные дизайнеры! Жан-Поль Готье, к примеру, шил из него бальные платья и шляпы.
Река течет вспять
Но вот мы и подходим к самому главному: что происходит с денимом сегодня? И к чему было такое долгое вступление?
Дело в том, что наступивший сезон весна-лето – 2019 отсылает нас ко всем ключевым датам в судьбе джинсов.
Оттенки на любой вкус: от белого и бледно-голубого до иссиня-черного. Брюки, шорты, куртки, комбинезоны, платья, сорочки и сарафаны с ручной вышивкой, сапоги, сумки — сегодня из денима делают, без преувеличения, буквально все.
Модные дома предлагают не переживать насчет того, какая эпоха близка именно вам, и смело сочетать все и сразу.
Анархия и переворот
Если раньше было как минимум одно непреложное правило: дескать, носить вместе разные оттенки денима — это дурной тон, то теперь свобода и самовыражение — наше все!
Мини-юбку из вареной джинсы, которой позавидовала бы Твигги, легко можно надеть с темно-синей строгой рубашкой на пуговицах, завязав ее узелком на животе, как это делали в 1970-х.
Шорты, едва прикрывающие пятую точку, не возбраняется дополнять широким, расшитым в технике пэчворк, бомбером, будто снятым с плеча дерзкого рэпера. Кстати, именно так предлагает поступить модный дом Isabel Marant.
Блузки и узкие брюки-бананы с молнией на щиколотках из «варенки» призывает носить Стелла Маккартни. Особого внимания заслуживает изнанка контрастного цвета.
Розовые широкие брюки с отворотами можно сочетать с белой майкой, как рекомендуют в Alberta Ferretti, — скромненько и со вкусом.
Костюм в стилистике 1990-х с узкой юбкой до колен и джинсовкой (так одевались почти все школьницы на постсоветском пространстве) можно найти у Gucci.
В Chanel вспоминают джинсовые кюлоты, Saint Laurent голосуют за ультракороткие шорты. Велосипедки из черного денима Off-White теперь модно сочетать не с ободком а-ля Минни Маус, как мы делали в 1990-е, учась в начальной школе, а с туфлями на каблуках. Ну и платье из темно-синего денима вполне может оказаться вечерним, если его украсить бантами и стразами, как сделала Миучча Прада для Miu Miu.
Особое внимание хотелось бы обратить на функциональные модели с накладными карманами, о которых вот уже 20 лет никто не вспоминал. Теперь же их можно запросто отыскать у Isabel Marant и Hilfiger.
Еще один тренд — вареная ткань, какой позавидовал бы любой фарцовщик в СССР.
Ищите платья, брюки, куртки, костюмы, топы и даже сумки ровно из такого материала у Balmain, Céline, Christian Dior, Stella McCartney, Proenza Schouler, Aalto, MSGM, Alexander Wang и Missoni.
За разноцветные джинсы, пошитые в технике пэчворк, голосуют такие марки, как Jeremy Scott, Coach и Etro.
Словом, многообразие фасонов и фактур, а также смешение стилей в этом сезоне такое, что, как бы вы ни старались, джинсовой аддикции вам не миновать. Да и стоит ли?