Очередные торги современного искусства Christie’s принесли аукционному дому $538,9 миллиона долларов, а 64-летнему американцу Кунсу — статус самого дорогого ныне живущего художника. Его «Кролика» из нержавеющей стали, созданного еще в 1986 году, купил для своего клиента арт-дилер Боб Мнучин, отец министра финансов США Стивена Мнучина, за 91 миллион. При этом изначальная цена колебалась в районе 50 миллионов.
На торгах 15 мая Кунс перебил рекордную сумму выручки британского художника Дэвида Хокни (в прошлом году поп-артист из североанглийского Брадфорда заработал на продаже «Портрета неизвестного» 90 миллионов долларов).
Специально для тех, кто заинтересовался историей талантливого мистера Кунса, рассказываем самое важное, что нужно знать про художника-провокатора и признанного «короля китча»:
Кунс занимался искусством далеко не всю жизнь — по окончании Мэрилендского художественного колледжа он почти десять лет работал брокером на Уолл-стрит.
«Биржа научила меня проницательности и умению понимать психологию, без чего невозможна творческая деятельность. Ведь едва ли не основная ценность для работника нынешнего искусства — это мастерство коммуникации и общения с самыми разными людьми», — довольно цинично откровенничал Кунс в свежем интервью леволиберальному вестнику The Guardian.
В 1991 году мастер Кунс женился на итальянско-венгерской звезде жесткого порно и «зеленой» политики, доброй знакомой Владимира Жириновского Илоне Сталлер, известной также как Чиччолина. Впоследствии скульптуры серии «Сделано на небесах», изображающие их (Чиччи и Джеффа) занятия любовью, принесли Кунсу невероятную славу.
В 2017 году Джефф Кунс попался на плагиате. Ну как попался: эксперты заметили очевидное сходство скульптуры Кунса «Сидящая балерина» с фарфоровой статуэткой украинского скульптора Оксаны Жникруп. Позже оказалось, что права на ее копирование Джеффу Кунсу выдала дочь художницы.
Кунс не чурается коммерческих проектов: в одном только, к примеру, 2010 году он по заказу BMW расписал гоночный болид, поработал над оформлением обложки альбома Artpop певицы Леди Гаги, потрудился над дизайном флагманского нью-йоркского магазина H&M и не раз посотрудничал с французским домом фарфора Bernardaud.
Кунс не любитель гоняться за интеллектуальностью и излишней сложностью в своих работах.
«Почему я делаю надувных зайцев и больших кукол? Они позволяют быть понятным большому числу людей, с которыми мне хочется общаться. Секрет успеха — работа с сильными эмоциями, а они связаны с сексом и властью. Кажется, Фрейд говорил, что люди всегда смеются над правительством, сексом и отправлениями прямой кишки. Эти темы занимают всех без исключения. Поэтому публика откликается на мои работы. Меня ненавидят, обожают, но главное — на меня реагируют».
И не поспоришь.