БАКУ, 3 мая — Sputnik, Фуад Ализаде, Юлия Катенева. Никаких задолженностей между Международным аэропортом Гейдар Алиев и российской авиакомпанией UTair на сегодняшний день не существует, так же, как и не существует препятствий для продолжения сотрудничества, сообщили Sputnik Азербайджан в пресс-службе аэропорта.
Азербайджанские авиакомпании отменят рейсы из-за финала Лиги Европы в Баку >>
Группа UTair в отчетности за 2018 год по МСФО заявила о риске прекращения непрерывной деятельности. Чистый убыток группы в 2018 году составил почти 22 миллиарда рублей (572 миллиона манатов - ред.).
Аудит показал, что краткосрочные обязательства компании превышают ее оборотные активы почти на 75 миллиардов рублей. UTair попала в тяжелую финансовую ситуацию из-за "макроэкономических потрясений в стране в 2014-2015 годах". Общий долг Utair составляет 74,7 миллиарда рублей. Из них 17,4 миллиарда рублей авиакомпания должна Сбербанку, еще 13,3 миллиарда рублей – по облигациям. 4,9 миллиарда рублей — долг структурам предыдущего владельца - компании "Сургутнефтегаз".
Пассажиропоток бакинского аэропорта составил за январь-апрель 2019 года 1,228 миллиона пассажиров.
"Доля UTair за первые четыре месяца этого года составила 1,4% всех пассажиров, прошедших через Международный аэропорт Гейдар Алиев", - сообщили в пресс-службе главной воздушной гавани Азербайджана.
По Азербайджану в апреле UTair выполнила 34 рейса (туда-обратно), из них 30 рейсов по маршруту Москва (Внуково) – Баку – Москва (Внуково) и четыре рейса Сургут – Баку – Сургут. Всего за январь-апрель 2019 года UTair выполнила 85 рейсов (туда – обратно) в бакинский аэропорт.
Аэропорт Баку - лучший, считают блогеры >>
Международный аэропорт Гейдар Алиев продолжает сотрудничество с компанией UTair, и готов его продолжать, как и с любой другой авиакомпанией, которая собирается совершать полеты в Баку, подчеркнули в пресс-службе аэропорта.
Ничего критического с Utair не происходит, сказал в беседе с корреспондентом Sputnik вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Александр Виндермут. "Компания нормально работает. Что касается процесса реструктуризации долга перед кредиторами, то это не новость, он продолжается около года. В своем заключении аудитор говорит не о прекращении деятельности, а о рисках. Их все оценивают. Utair уже дала опровержение информации о возможной приостановке полетов и указала, что аудитора (Ernst & Young - ред.), анализировавшего отчетность авиаперевозчика, неправильно поняли", - подчеркнул Виндермут.
Оценки аудитора совершенно нормальны: ситуация в компании не идеальна и содержит некоторые риски, согласился главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
В настоящий момент, по его словам, рынок российской гражданской авиации переживает не лучший момент. По разным оценкам, по итогам 2018 года убыток отрасли составил от 50 до 100 миллиардов рублей. Основной причиной нестабильной ситуации на рынке авиаперевозок является стоимость топлива для игроков, растущая темпом 30% в год, уверен он. При этом компенсировать рост расходов на топливо повышение цен на билеты для пассажиров авиаперевозчики не могут – просто некуда, отметил Синицкий в беседе со Sputnik.
"Конечно, Utair находится в тяжелом положении, но при этом нет ни одной стороны, заинтересованной в ее уходе с рынка, - подчеркнул эксперт. – Приостановка полетов невыгодна ни подавляющему большинству кредиторов компании, ни другим игрокам авиарынка, ни государству". У авиаперевозчика нет никаких других активов для покрытия долга, кроме ее полетного бизнеса, и продолжение деятельности Utair является единственным шансом для кредиторов на погашение задолженности, пояснил эксперт.
Кроме того, Utair с ее расширенной сетью региональных маршрутов выполняет большое количество перевозок в тех регионах, где ее некем заменить. Существенную долю пассажиропотока Utair формируют невыгодные для других авиакомпаний направления, где могут летать не всякие воздушные суда, пояснил эксперт. "Не надо создавать рукотворные кризисы и паниковать, - предупредил собеседник Sputnik . – Мы можем только трезво оценивать риски, но не реализовывать их собственными руками".
Скидки и оплата: в Баку представили первую карту для туристов >>
Ситуация с Utair является ярким отражением состояния дел в отрасли, уверен и эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев.
"Авиакомпании до 2014 года активно расширяли парк самолетов в расчете на рост рынка авиаперевозок. Дорогие, за валюту, самолеты, высокие ставки по лизингу. Однако расчеты на рост рынка не оправдались. Падение курса рубля привело к росту долговой нагрузки, а высокая конкуренция не позволяет повысить цены на билеты. Низкие темпы роста доходов населения сдерживают рост пассажиропотока и еще более сужают возможности по повышению тарифов на перевозки", - отметил эксперт. По его словам, последним ударом для отрасли стал значительный рост стоимости авиатоплива и тарифов на обслуживание в аэропортах.
"Рост издержек при невозможности в сопоставимых темпах наращивать выручку мог создать непреодолимые проблемы для Utair, - рассуждает Калачев. - Очевидно, что без государственной поддержки, хотя бы в лице подконтрольных государству банков-кредиторов, авиакомпании не выпутаться из финансовых проблем". По мнению аналитика, для урегулирования проблем Utair необходимо решение на достаточно высоком уровне, в том числе, и для реструктуризации обязательств компании перед финансовыми институтами.
Рассчитаться с долгами теперь можно прямо в бакинском аэропорту >>
"Уход такой компании с рынка авиаперевозок, конечно, не останется незамеченным, указывает Калачев. Все-таки, Utair входит в первую пятерку российских авиакомпаний по перевозкам пассажиров с долей 6,6% и пассажирообороту с долей 4%. А также в десятку по авиационным грузоперевозкам. Здесь, правда доля рынка гораздо меньше – 2,1% по объему перевозок грузов и почты и 0,6% по грузообороту".
По его словам, в случае ухода Utair с рынка отрасль ждет еще большая консолидация, а направления и маршруты группы поделят между собой другие игроки.
Президент группы Utair Павел Пермяков опроверг слухи о прекращении работы компании и сообщил РИА Новости, что все полеты будут совершаться по расписанию. В 2019 году Utair меняет график платежей по долгам, чтобы вернуться к положительным финансовым результатам, отметил он.
В феврале 2019 года стало известно, что синдикат банков-кредиторов Utair не намерен применять жесткие меры: забирать залоги и взыскивать долги с перевозчика.
Бакинский аэропорт - трижды лучший >>
Международный аэропорт Гейдар Алиев в Баку удостоился престижной награды Skytrax World Airport Awards в 2019 году третий раз подряд, и стал лучшим среди воздушных гаваней всех стран бывшего СССР.
Бакинский аэропорт также занял третье место в списке аэропортов мира с пассажиропотоком до пяти миллионов человек в год.