БАКУ, 30 мар — Sputnik, Нигяр Магеррам. В конце февраля президент Ильхам Алиев подписал распоряжение, согласно которому с апреля текущего года повышается размер пособий, выплачиваемых детям с ограниченными возможностями, а также ухаживающим за ними лицам. Кроме того, повысится размер ежемесячной президентской стипендии, а также трудовой пенсии инвалидам первой группы.
Проблемы людей с ограниченными возможностями остаются актуальными во многих странах мира, в том числе и в Азербайджане. Нередко такие люди страдают от непонимания, равнодушия, а порой и агрессии окружающих, живут практически в изоляции от основной части общества.
Согласно официальным данным, в Азербайджане проживает 620 тысяч человек с ограниченными возможностями, при этом работой обеспечены только около 50 тысяч из них.
Помочь таким людям трудоустроиться, найти свое место в жизни призван Центр профессиональной реабилитации молодежи с ограниченными возможностями здоровья номер один, с учащимися которого и побеседовал корреспондент Sputnik Азербайджан.
"Вы ищете Дом инвалидов?"
Что больше всего беспокоит людей с ограниченными возможностями в отношении к ним общества? Ответ на этот вопрос мы нашли очень скоро – стоило только приехать в поселок Рамана и спросить у местных, где здесь находится центр. "Вы ищете Дом инвалидов? Отсюда налево", - услышали мы в ответ от прохожих…
В этом центре различным профессиям обучаются люди разных возрастов, и у каждого из них своя судьба.
Рамиля Мамедова – инвалид третьей группы. Долгие годы она слышала от окружающих людей только обидные и горькие слова. А все потому, что у Рамили проблемы с ростом – за 21 год она выросла всего до 1,20 метра. И не удивительно, что спокойно она себя чувствует только дома, либо в стенах центра: "После года мой скелет перестал расти и развиваться. Из-за маленького роста у меня развились комплексы".
Эти самые комплексы в итоге стали причиной того, что Рамиля перестала ходить в школу и все 11 лет проучилась на дому: "Надо мной из-за роста смеялись, подшучивали, называли карликом, джыртданом…"
В реабилитационном центре у Рамили постепенно стала появляться уверенность в себе. Она научилась хорошо вязать, и теперь рассчитывает, что это умение станет в будущем хорошим подспорьем к пенсии, которую она получает по инвалидности.
Вообще, тот факт, что люди с ограниченными возможностями, связанными со зрением, слухом или же другими физическими недугами, не могут учиться в обычных учебных заведениях, представляет собой отдельную проблему. Тем более что образование для таких людей ложится дополнительным расходом для семьи.
Вот и 27-летний Мугаддас Гамидов, практически полностью лишенный зрения, учился в школе на дому. После смерти его отца бремя заботы о молодом мужчине, который в настоящее время получает пенсию в размере 250 манатов, легло на плечи его матери и братьев.
"Прохожие думают, что мы, не дай Бог, побираемся"
Солмаз Сафарова из Сиязанского района 15 лет из своих 35 живет, прикованная к инвалидному креслу. Все произошло в 2004 году - она упала с дерева, получила травму позвоночника и с тех пор не ходит.
В последние годы Сафарова – спортсмен-паралимпиец, занимается метанием диска. "Я инвалид первой группы, получаю 163 маната пенсии. Жить на эти деньги тяжело. У нас, по сравнению с другими, расходов намного больше. Мы, к примеру, не можем ездить на общественном транспорте, вынуждены передвигаться по городу на такси, а это дорого", - рассказывает женщина.
К тому же постоянно требуются дополнительные расходы – на лечение, лекарства и прочее: "Мы, конечно, не говорим, что станем такими как все. Но мы должны стараться ради того, чтобы просто сохранить наше здоровье и не заработать новых болячек".
Больше всего проблем на улице, продолжает она: "Вот, говорят, автобусы оборудованы пандусами. Но что толку? Знаете, сколько препятствий приходится нам обходить, чтобы дойти до этого автобуса с пандусами? Можно раз или два обратиться к прохожим за помощью. На третий раз людям может показаться, что мы, не дай Бог, побираемся, деньги просим".
"Научите лучше, как ловить рыбу"
Большую роль в развитии учащихся центра сыграла его руководитель Рахиля Хасратова. Организовывая всевозможные выставки, Рахиля ханум старается, чтобы таким образом об этих людях узнали в обществе: "Посредством этих выставок некоторые наши учащиеся получили работу благодаря государственной программе занятости".
При этом Хасратова обратила внимание на еще одну чувствительную тему, о которой мы как правило не задумываемся: "Раньше по большей части говорили только о материальной помощи этим людям. В действительности, финансовая поддержка – это не помощь, а скорее даже наоборот. Недаром говорят: "Не надо для меня ловить рыбу, просто научи, как ее ловить". Наша миссия на сегодня в этом и заключается – научить людей зарабатывать себе на жизнь".
Эти люди, продолжает Хасратова, в первую очередь протестуют против того, чтобы их называли инвалидами: "Почему мы должны их называть людьми с физическими недостатками? У них нет недостатков, просто их организм по-иному устроен, из-за чего у них существуют определенные ограничения. Зачем мы должны людей, способных собственным трудом зарабатывать деньги, считать людьми с недостатками? Недостатки имеются у того, кто при наличии, казалось бы, ума, совершает неподобающие действия".
Шведский опыт и мы
Примером работы с людьми с ограниченными возможностями может стать модель, применяемая в Швеции. В 1994 году тут был принят закон, согласно которому уход за людьми с физическими и умственными ограничениями осуществляют специалисты, чьи услуги оплачиваются государством.
Таким образом, у родителей таких детей не возникает вопроса – что будет с ребенком после их смерти. При этом дети с физическими ограничениями имеют право учиться в обычных школах. А в компаниях, на заводах осуществляются различные проекты по привлечению их к труду.
В Азербайджане также проводится определенная работа по улучшению условий жизни и развитию людей с ограниченными возможностями. Принятый в Азербайджане Закон о правах лиц с инвалидностью предоставляет людям с физическими ограничениями в том числе возможность инклюзивного и интеграционного образования, право учиться в обычных учебных заведениях. Людям с ограниченными возможностями посвящены также пункты в законе "О спорте и физической культуре".
Остается надеяться, что работа в данном направлении будет продолжаться и все люди с ограниченными возможностями станут полноценными членами нашего общества.