Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан
Сегодня мы прощаемся с великим режиссером Марленом Мартыновичем Хуциевым. Личностью, олицетворяющей собой в кинематографе эпоху, которую называют "оттепель". Хуциев был кинематографическим поэтом, философом. Он создавал фильмы, которые увлекали нас своей романтичностью, одновременно с этим заставляли зрителей глубоко задуматься не о жизненных перипетиях, а прежде всего о себе. О том, все ли правильно в собственной жизни? Это было в каждом его фильме.
Все картины Хуциева запоминались надолго и подвигали зрителей на длительные раздумья. Творчество Хуциева перекликается с фильмами великих французов Годара, Трюффо. Но когда впервые я увидел фильм Хуциева, всего этого я не знал. Не знал я даже того, что фильм, который неимоверно увлек меня (мальчишку, который учился в начальной школе) и заставил задуматься, снял Хуциев.
"Два Федора". Фильм, который был снят Марленом Мартыновичем в 1958 году (год моего рождения), я увидел по телевидению значительно позже. Но эта картина девятилетнего парнишку буквально потрясла. Был великолепный подбор актеров, прекрасный сценарий, но режиссеру удалось рассказать историю о двух одиноких людях, которых объединила война, настолько сильным поэтическим языком, что картина привлекла к себе внимание буквально всех слоев общества и возрастов.
Через некоторое время я посмотрел "Весну на Заречной улице". Фильмы на производственную тему снимались в то время в несметном количестве и только немногие из них получали широкую народную известность. Да, в этой картине была производственная тематика, вечерняя школа, были домны и сталевары, но при всем при этом Хуциеву удалось снять фильм о простых, но великих человеческих чувствах.
После этого фильма многие рабочие люди твердо решали продолжить свое образование и понимали необходимость постоянного саморазвития. Такого эффекта режиссер добился ненавязчиво, избегая менторского нажима. Но картина была снята так, что не оставляла равнодушным никого, а недосказанность финала предлагала зрителям задуматься о продолжении жизни не только героев фильма, но и своей. Блестящая картина, которая и ныне смотрится с большим интересом!
Самой известной картиной Хуциева, которая олицетворяла собой "оттепель" стала "Застава Ильича", снятая режиссером в 1964 году. Работа над фильмом была начата в 1959 году, а на экраны она вышла в 1965-м. Цензура безжалостно искромсала фильм, изменив даже название. Картина вышла в прокат как "Мне двадцать лет". Но даже в таком виде фильм Хуциева стал одним из символов "оттепели".
И следующий его фильм "Июльский дождь" был как бы продолжением "Заставы Ильича". Режиссер в этих своих фильмах изящным и тонким киноязыком говорил со зрителем о пошлости, карьеризме, соглашательстве. Он указывал на многие уродливые явления жизни, которые отравляли жизнь внешне порядочным и благополучным людям.
Эти картины Марлена Мартыновича Хуциева, безусловно, являются кинематографическим явлением 60-х годов прошлого столетия. Хуциев, как и Андрон Кончаловский, Алов и Наумов, Кира Муратова, Андрей Тарковский был весьма неудобным для властей режиссером. Многие фильмы названных режиссеров часто не выпускались в прокат или подвергались жесточайшей цензуре.
Хуциев не шел на компромиссы, и потому снимал до обидного мало. В 1983 году Марлен Мартынович снял еще один шедевр, который назывался "Послесловие". В Москву в гости к дочери приезжает с юга 75-летний отец. Однако дочь в командировке, и гостем занимается зять, который корпит над диссертацией.
Фильм неспешно показывает нам общение этих двух людей, представляющих разные поколения. Разные взгляды на жизнь, разные подходы к решению той или иной проблемы. Зритель видит, как зять, считающий себя порядочным и правильным человеком, общаясь с тестем, начинает переосмысливать свою жизнь. Вновь и вновь Хуциев возвращается к своей любимой теме – миссии человека. Великолепные актеры Ростислав Плятт и Андрей Мягков стали соратниками Хуциева и смогли полностью передать внутренние волнения героев.
Как я уже писал, Марлен Мартынович снимал до обидного мало. Последний его фильм "Невечерняя", над которым он работал почти полтора десятка лет, должен был выйти на экраны в этом году. Фильм рассказывает о встрече Толстого с Чеховым. Один писатель навещает другого в больнице. Однако болезнь не дала великому режиссеру дождаться премьеры, но благодарные зрители по достоинству оценят последнее творение великого режиссера.
Марлен Мартынович Хуциев прожил долгую (93 года) жизнь, и все это время он в своих творениях призывал не тратить годы, отпущенные судьбой, понапрасну. Сам режиссер со всей ответственностью относился к своей миссии. Он снял мало картин, но сделал в кинематографе очень много. Недаром, величайший режиссер мирового кино Михаил Ромм, сказал Хуциеву посмотрев "Заставу Ильича" : "Марлен, вы оправдали свою жизнь".