Вирджил Абло, дизайнер, основатель марки Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton
Абло радовал нас прекрасными «уличными» вещами, делился лекциями по бизнесу (бесплатно) и активно вступал в коммуникацию со своими фолловерами.
Главный, как принято считать, изгой и бунтарь мира самой большой моды, «человек из народа» в этом году совершил настоящий прорыв: летом его назначили креативным директором мужской линии Louis Vuitton. Грандиозный показ в Париже он подготовил всего за три месяца!
Для выходца из иммигрантской африканской семьи (родина фамилии Абло — Республика Гана), закончившего архитектурный колледж и не имеющего за спиной образования важнейшего лондонского фэшн-института Сент-Мартинс или столь же значительной Школы дизайна Антверпена, признание гигантами индустрии — это действительно огромный успех.
Это не только личная победа Вирджила, но и серьезный повод задуматься над тем, что ждет мир моды в целом. Доверить одну из главных марок человеку без образования, хайпбисту, королю стритвира и кумиру миллениалов — значит расписаться в том, что власть теперь принадлежит инфлюенсерам. Проще говоря, это примерно как появление в свое время «немодели» и «нехудышки» Ким Кардашьян на обложке Voguе.
Можно сколько угодно морщить нос и возмущаться тем, что мода из высокого искусства превратилась в массовую культуру, однако не признавать заслуги Абло невозможно.
В этом году он создал лимитированную коллекцию сумок для собственного сверхуспешного бренда Off-White, разработал парфюм совместно с Byredo и коллаборацию с чемоданами Rimowa, выступил с проектом для Ikea, снялся в рекламе Apple, представил проект с топовым японским художником Такаси Мураками и выставку инсталляций в Токио. И это не говоря уже о его просветительской деятельности, диджей-сетах под псевдонимом Flat White и основной работе над коллекциями Louis Vuitton.
Алессандро Микеле, дизайнер, креативный директор Gucci
Микеле заставляет думать и изучать — его фэшн-образы глубоки и многослойны. Он первым признал, что плагиат в моде недопустим, а посвящения и благодарности — приветствуются.
Показ Gucci сезона осень-зима 2018/19 с говорящим названием «Киборг» стал, пожалуй, самым обсуждаемым за последние годы: его заметили даже те, кто модой вовсе не интересуется. После показа марка окончательно и бесповоротно вошла в топ-лист законодателей трендов. Но дело тут не только в ярком эпатаже (модели на подиуме несли в руках собственные якобы отрезанные головы), но и в способности создавать максимально продаваемую упаковку. Впрочем, рекламные кампании и гениальный маркетинг компании Gucci — это совершенно отдельный и долгий разговор.
Микеле возглавил Gucci после своей начальницы Фриды Джанини, успешно проповедовавшей линию агрессивной сексуальности. И быстренько превратил полумертвый бренд в новый must have.
Он гениально перерабатывает современный контекст (все отсылки к чужому творчеству Gucci честно анонсирует в инстаграме): ящерицы и маленькие драконы из «Игры престолов», балаклавы как у активисток Pussy Riot, пакеты для хранения одежды, надетые поверх вечерних платьев и модных шуб, звезда показа — модель, перенесшая совсем недавно трепанацию черепа.
Такое чувство, будто бы Микеле не останавливается ни перед чем: все вокруг он яростно перерабатывает и вставляет в свои коллекции, а на выходе мы получаем марку, которая лучше других отражает дух времени. Эрудит, интеллектуал, полный самоиронии и конструктивной злости, он сделал так, что Gucci завершили 2018 год с огромным коммерческим успехом. А мы опять стараемся не пропустить ни одного творения марки!
Пьерпаоло Пиччоли, дизайнер, креативный директор Valentino
Человек, который очень любит женщин и видит их истинную природу и красоту.
17 лет дизайнер проработал в дуэте с Марией Грацией Кьюри. Когда МГК покинула Valentino (это случилось в 2017-м) ради аналогичной, но сольной должности в Dior, Пьерпаоло Пиччоли раскрылся в полной мере. Недаром почетная премия Британского совета моды Fashion Awards досталась ему как лучшему международному дизайнеру. Его работы в нынешнюю эпоху выглядят чересчур сложно, он и сам признавался, что принцип «увидел-купил» не для него.
Долгие часы в библиотеках и архивах, бесконечные отсылки к классическому искусству, скрупулезная работа над кроем и поистине маниакальное внимание к деталям — вот отличительные черты работы романтика из Рима. Его первая единоличная коллекция стала настоящим гимном современной женщине. Именно он увидел хрупкость, вернул нежность и добавил глубины, даже торжественности — всего того, чего сейчас так стараются избегать практически все, предлагая взамен феминизм, возвращение 1980-х, нормкор. Нет, Пиччоли видит мир совсем по-другому. Он считает, что противопоставлять женщину мужчине нужно иначе, показывая истинную природу мягкости, чувственности и силы в слабости. Шелк, струящиеся ткани, нежные цвета, кружево — все, чтобы быть современной принцессой, пусть даже принцессой-воином.
Странно, что это пришло в голову мужчине, но, видимо, именно поэтому Пьерпаоло Пиччоли остается одним из самых любимых дизайнеров в мире у миллионов поклонниц.
Клэр Уэйт Келлер, дизайнер, креативный директор Givenchy
Девушка — воплощение элегантности и феминистского шика
Клэр, человек с репутацией хорошей девочки, в прошлом году возглавила самый провокационный дом моды. Она пришла на место панка от моды Рикардо Тиши и всего за год превратила Givenchy в марку для аристократок и интеллектуалок (собственно, как и задумывалось основателем Юбером де Живанши). Она же стала первой женщиной на этом посту. Например, следующее лето, по версии Келлер, будет посвящено андрогинности. Эта тема давно волнует хрупкую поклонницу феминисток 1970-х – еще со времен работы на посту креативного директора Chloé.
Главное посвящение коллекции весна-лето 2019 адресовано Аннемари Шварценбах, журналистке, снимавшей репортажи о последствиях нацистской политики в Чехии. Та часто носила мужские костюмы и не боялась командировок в горячие точки. Плиссированные платья, кожаные комбинезоны, оверсайз, открывающий тонкие щиколотки и подчеркивающий хрупкость, — вот ставки Келлер.
Однако 2018-й стал прорывом для скромницы Клэр еще и потому, что честь шить главное свадебное платье для Меган Маркл досталась именно ей. Кстати, герцогиня Сассекская не просто осталась в восторге, но с удовольствием лично вручила премию Fashion Awards Келлер как лучшему дизайнеру.
Работа поразила даже самых негативно настроенных критиков. Свадебный наряд сравнивали с лучшими в истории, пристально выискивали промахи в пользу сравнения с платьем другой невесты Кейт Миддлтон, но признавали, что у Меган оно вышло гораздо элегантнее и нежнее. А за Клэр окончательно закрепилась слава умницы-интеллектуалки с потрясающим вкусом.