Орхан Бахадырсой
Главный режиссер Сумгайытского государственного драматического театра, народный артист Фирудин Магеррамов рассказал в интервью Sputnik Азербайджан о своей работе, предпочтениях в театральных жанрах и проблемах современного азербайджанского театра.
— Расскажите, как вы пришли в театр.
— В 1982 году я поступил в институт (нынешний Университет культуры и искусства – ред.), в 1987 году меня направили в Сумгайытский театр режиссером-постановщиком. После десяти лет работы в 1997 году меня назначили главным режиссером театра, кем я и являюсь до сих пор.
— Вы режиссер театра уже 22 года. За это время уже и здание поменялось, да?
— Верно. Раньше это здание принадлежало химической компании, мы арендовали его в течение 40 лет. Здание нам никак не давали. На 40-летний юбилей президент Ильхам Алиев своим распоряжением официально передал это здание нашему театру.
— Вы ведь были учеником Мехти Мамедова…
— Да, нам преподавал Мехти Мамедов. А еще Азер Паша Нематов.
— Может, у вас есть интересные воспоминания, связанные с Мехти Мамедовым, о которых никто не знает?
— Конечно. У Рустама Ибрагимбекова есть пьеса — "Похожий на льва". Я поставил ее на сцене. Спектакль пришел посмотреть Мехти Мамедов. А он был очень серьезным человеком, редко смеялся и улыбался. Я ждал с волнением, чтобы он хотя бы улыбнулся. Закончился первый акт. Он долго стоял молча, потом слега улыбнулся и я успокоился, что ему понравилось. Он поставил мне оценку, и еще сказал подготовить второй акт. Но, видно, не судьба…
Я передал ему экспликацию второго акта. Неделю от него ничего не было слышно. Позвонил ему, он ответил: "Я заболел, приходи ко мне домой, чай попьем, поговорим". Но я постеснялся, сказал, что не хочу беспокоить и попрощался. Мы в то время нервничали, жутко волновались, даже просто стоя возле таких людей, как Мехти Мамедов… А через несколько дней мы узнали, что он скончался.
— Какая постановка стала вашей первой профессиональной работой?
— Моя дипломная работа. В 1988 году в Сумгайытском театре я поставил пьесу Василия Шукшина "Энергичные люди". Мою дипломную работу принимал Гасан Турабов. В спектакле в основном играли молодые актеры. Спектакль внесли в репертуар театра. Потом я поставил "Кошку, гулявшую саму по себе" Редъярда Киплинга. Так и пошло.
— Над чем вы работаете в настоящее время?
— Я поставил спектакль Тургута Озакмана "Очаг". Недавно закончил работу над спектаклем, повествующем о жизни Гусейна Джавида. Я стараюсь больше обращаться к западной драматургии, поставил на сцене произведения четырех Нобелевских лауреатов.
— Почему ставите в основном западных авторов и местных классиков?
— Потому что молодых драматургов у нас почти нет.
— С чем, по-вашему, это связано?
— Сотрудничество театров с драматургами не практикуется, а ведь режиссеры должны работать с ними. Невозможно сидеть в отдалении от театра и писать драматическое произведение
— Какой жанр театрального искусства вам близок как режиссеру?
— Амплуа актеров я не воспринимаю. Я не считаю особым талантом играть только, к примеру, комедийные или наоборот — драматические роли. Также и режиссеры – они должны уметь ставить спектакли различных жанров. Что касается предпочтений, то мне больше нравится трагикомедия.
— В чем проблема театров в Азербайджане? Почему они не развиваются до уровня мировых?
— Чтобы дойти до уровня мировых театров, надо постоянно ездить в эти театры. Учиться в различных странах, перенимать их опыт. В США я как-то посмотрел спектакль, там играли восемь актеров. Я смотрел на них и понимал, что у них нет недостатков. Пластика, драматичность – одним словом, все было на месте. А у наших смотришь — драматургия прослеживается, а как дело доходит до пластики – живот мешает… Ну и немаловажно, что там актеры хорошо зарабатывают.