БАКУ, 16 авг — Sputnik, Фуад Ализаде. Наблюдающийся в последнее время рост импорта в страну открывает интересные перспективы для местного бизнеса, и при условии, что предприниматели быстро среагируют на новый спрос, классической угрозы — импорта инфляции вместе с товарами — вполне можно будет избежать.
Объемы ввозимых в Азербайджан за первые семь месяцев 2018 года товаров увеличились по сравнению с данными за аналогичный отчетный период прошлого года на 1,407 миллиарда долларов, или на 32,2%. Об этом, как сообщает Sputnik Азербайджан, говорится в данных Государственного таможенного комитета АР.
Очевидно, что к заметному увеличению импортируемых товаров в страну привели реализуемые правительством меры по стабилизации национальной экономики и повышению благосостояния населения. Кстати, еще одной из причин роста ввоза в страну может стать наплыв иностранных туристов, которые даже за пределами родины порой предпочитают собственную кухню. Однако, нельзя забывать, что по классической экономической теории рост импорта несет в себе угрозу разогрева инфляционных процессов, и недаром 1 августа 2018 года Центральный банк Азербайджана отказался снижать учетную ставку, оставив ее на уровне 10% годовых.
Турецкие министры не держат деньги в США — эксперт российского совета >>
Увеличение импорта произошло во многом по группе продовольственных товаров — несмотря на то, что в аграрный сектор страны направляются не только значительные финансовые ресурсы, но и хозяйствующие субъекты освобождены от всех видов налогов (кроме налога на землю).
По данным Госкомтаможни, импорт продовольствия за семь месяцев этого года составил 768 миллионов долларов, что на 20 миллионов долларов, или на 2,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Отметим, что на долю продовольственных товаров приходится 13,3% от всего импорта страны. К слову, еще более заметный рост — в два с половиной раза — продемонстрировал импорт в Азербайджан автомобилей, но это уже совсем другая история.
По оценкам таможенного ведомства, растет импорт основных продовольственных товаров – масла, овощей и фруктов, чая, зерновых, масла растительного и животного происхождения. В продовольственном сегменте наиболее высокие темпы роста ввоза по итогам семи месяцев 2018 года продемонстрировали масла растительного и животного происхождения, импорт которых вырос на 35,5% и достиг суммы в 90,8 миллиона долларов. К слову, импорт сливочного масла увеличился только на 2,6 миллиона долларов, или на 6,5%, достигнув 42,98 миллиона долларов.
Бывает и такое: снижена цена проезда на автобусах Баку-Сумгайыт >>
Вызывает удивление и дает пищу для размышлений заметный рост импорта овощей и фруктов — на 18,1%, в общей сложности на 95,9 миллиона долларов. Его несколько опередил ввоз пшеницы на 106 миллионов долларов с 10%-ным ростом относительно данных за прошлый год.
Именно последние цифры заставляют прийти к выводу, что азербайджанские предприниматели предпочитают вкладываться в импортно-экспортные операции, нежели финансировать внутреннее производство. Очевидно, что возможности, которые открывает перед бизнесом растущий внутренний спрос, не используются, а потребности рынка покрываются за счет импорта. Тактика, возможно, коммерчески выгодная, но недальновидная и более того, нецелесообразная с точки зрения экономики страны в целом.
Напомним, что одной из причин роста цен на потребительском рынке в прошедшие годы в первую очередь называлась именно импортируемая инфляция. То есть, рост цен на ввозимые в страну продукты питания и рост объемов импорта можно считать "постоянно открытой дверью" для возможной дестабилизации цен на потребительском рынке.
Выход из этой ситуации видится в создании условий к тому, чтобы деловые люди Азербайджана не "заигрались" с освоением новых рынков для сбыта продовольственных товаров. Вместо копирования бизнеса соседа — в виде строительства парников для томатов и разбивки садов фундука — предприниматели должны приложить усилия к замещению импорта, в том числе за счет реализации инновационных проектов. В частности, с использованием современных технологий в теплицах можно выращивать не только огурцы и помидоры, но и ранние фрукты — алычу, абрикосы, персики и другие, которые не в сезон ввозятся в страну из-за рубежа.
В противном случае нового роста цен на импортные товары не избежать, а неизбежные последующие за этим шаги Центробанка (по сокращению денежной массы в экономике) снизят деловую активность, хотя и обеспечат торможение инфляционных процессов. Может, местным бизнесменам пора перестать наступать на одни и те же грабли, безынициативно наблюдая за тем, как растет объем импортируемых товаров и фактически зарабатывая на спекуляциях — вместо того чтобы развивать собственное производство?