Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В Баку в рамках XIII Международного фестиваля авторской песни и поэзии на высоком уровне отметили 85-летие одного из основоположников жанра авторской песни в России, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Городницкого. Поздравить поэта съехались не только барды из разных стран, но и почитатели его таланта из Грузии, России, США, Германии, Франции и других стран. Будучи в Баку, Городницкий с удовольствием согласился дать интервью Sputnik Азербайджан.
- Александр Моисеевич, добро пожаловать в Баку!
— Спасибо. Я всего год не был в Баку, и вы себе не можете представить, как я по нему скучал. Последние девять лет стараюсь каждый год приезжать в свой любимый город и принимать участие в международном фестивале авторской песни. В этот раз он для меня особенный, так как посвящен моему юбилею.
Баку, как цветок, каждый год дает новые лепестки, то есть меняется. Меня радует, что он стал яркой жемчужиной, совершенно европейским, удивительным, чистым и благоустроенным городом. Я очень люблю Баку, поэтому мне всегда приятно сюда приезжать.
- Как мне известно, вы также когда-то посещали районы Азербайджана?
— Да, довелось мне увидеть Лерик, Ленкорань, Гедабек, Шеки, Гянджу. Эти места навсегда остались в моей памяти. К сожалению, такая возможность у меня возникла всего раз, так как после во время приезда в Азербайджан не было времени разъезжать по регионам. У меня много стихотворений, посвященных природе, красоте этих районов. Но больше всего меня поразили люди. Азербайджанцы очень удивительный народ.
- С возрастом не все люди любят отмечать дни рождения, а вы?
— Когда мне сказали, что в Баку будут отмечать мой юбилей, для меня это было сюрпризом. Перед приездом подготовил маленький кусочек выступления, в которой представил мою песню, посвященную Баку и свои новые композиции. У меня очень много стихов об этом городе.
Невероятная история бакинки, переехавшей жить на Карибы >>
Что касается дней рождений. Я нормально к этому отношусь. Мне 85 лет. Не отрицаю, болезни у меня есть, потому что они есть у всех людей, но лишь работа спасает меня от всего. Если остановлюсь, начну заниматься здоровьем, болезнями, все развалится. Я как велосипедист, который если остановится, упадет.
- Популярны ли сейчас авторские песни?
— Мода на авторскую песню прошла, потому что умерло первое поколение замечательных поэтов. Им на смену пришли другие, но все равно они никогда не смогут заменить прежних. Интерес к авторской песне остался и в России, и за рубежом. В мире проходит где-то более двадцати фестивалей авторских песен. К примеру, я только что вернулся из США. Там посетил многие штаты, в которых проходили такие фестивали.
- Как оцените азербайджанские авторские песни?
— Я рад, что и в Баку, благодаря Джавиду Имамвердиеву и его замечательной команде, существует этот проект авторский песни. Меня радует, что почти все авторы и исполнители — азербайджанцы. Это прекрасная база для сохранения межкультурных контактов Азербайджана и России. Помимо этого, сюда на фестиваль международного уровня в Баку приезжают с Северного Кавказа, из Грузии, различных российских городов, бакинцы со всего мира и создается очень теплая атмосфера.
Любимый хит всех бакинцев в исполнении польских студентов взорвал соцсети >>
- Слушает ли сегодняшняя молодежь авторские песни?
— Знаете, язык, на которым мы с вами сегодня разговариваем, очень отличается от того, на котором я когда-то писал и пел. Я уверен, что те духовные ценности, которые были для меня главными в юности и остались главными теперь, важны другим поколениям, и особенно молодежи. Думаю, что слушает.
- Вы и ученый, и поэт, а что больше всего вам ближе?
— Трудно разделить.
- Вы объездили весь мир. Какая из ваших экспедиций была самой впечатляющей?
– Никогда не забуду, как погружался на четыре с половиной километра в Северной Атлантике. Я ездил по таким местам, в которых все открываешь в первый раз. Однажды я погружался в районе Новой Гвинеи. Несмотря на то, что глубины были небольшие, там я открыл новый мир.
- Песни, которые вы пишете сейчас, отличаются от написанных прежде?
— Я не знаю, лучше они или хуже, это не мне судить, а тем, кто их слушает или поет. Но, конечно, это другие песни. Таких, какие я писал в юности — с драйвом, про любовь — мне сегодня не написать. Их сочинял очень молодой человек, сейчас я пишу другие — иногда они грустные, иногда задумчивые. Когда человек приближается к своему финалу, в нем начинают проступать генетические черты. Начинаешь задумываться, кто ты, откуда. Я не исключение.
- Есть ли будущее у бардовской песни?
— Конечно есть, но считаю, что время солистов-одиночек уходит. Все зависит от сегодняшних поэтов, потому что не все могут создавать хорошие авторские песни.