Новости

Церберы "кладбища шин": за что они угрожали сотруднице Sputnik Азербайджан

В Азербайджане непригодные к использованию автомобильные шины попросту сжигают, а ответственность за отравление окружающей среды при этом никто не несет.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 4 июл — Sputnik, Ирада Джалил. Несколько дней назад на деревообрабатывающем заводе в поселке Бинагади на площади примерно в 500 квадратных метров горели старые автомобильные шины. В результате всю округу покрыл густой черный дым, воздух на большой территории оказался загрязненным.

"Мусорный" вопрос: решение вне закона, или Чем опасны горящие отходы >>

Как известно, автомобильные шины не поддаются переработке, и потому, как правило, сжигаются. При их производстве, как известно, используются различные вредные химические вещества. Тем самым дым и копоть, образующиеся после их сжигания, представляют серьезную опасность для окружающей среды. Горящие автомобильные покрышки выпускают в атмосферу вредные вещества и соединения — по подсчетам специалистов в общей сложности 23 наименования — половина из которых такие ядовитые, как карбоновый газ, сера, оксиды азота, свинец, ртуть, диоксины, фураны и прочие.

"Кладбище шин"…

На днях я отправилась в Бинагади – хотелось своими глазами увидеть территорию, на которой горели шины, и посмотреть, как близко к ней расположены жилые дома.

Старые автомобильные шины

Территория, куда свозят все непригодные к использованию автомобильные шины, расположена недалеко от станции метро "Дярнягюль". Вокруг этого стихийно образовавшегося "кладбища шин" выстроились всевозможные цеха – по ремонту шин, мебели и многого другого.

Когда я приехала к указанной территории, ко мне на высокой скорости подъехал автомобиль мадели ВАЗ 2101 с государственным номерным знаком …CE212. Представившиеся сотрудниками "ведомства", они вели себя достаточно агрессивно, кричали, что снимать на указанной территории запрещено, и потребовали у меня быстро сесть в их машину и уехать.

Садиться в автомобиль я отказалась, и только было хотела продолжить свой путь, как они вновь сели в свой автомобиль, стали гнать на высокой скорости вокруг меня, подняли пыль, и все выкрикивали угрозы.

Свалка автомобильных шин на территории деревоперерабатывающего завода в поселке Бинагади

Конечно же, я была вынуждена уйти оттуда. Рассмотреть все как следует мне не удалось, но главное я поняла: "кладбище шин" является большим источником опасности для всей столицы.

Хочется отметить, что свое название это место получило не зря — огромная территория заполнена старыми покрышками. То есть двор "ведомства" мог загореться от любой искры. Но, видимо, руководство "ведомства" поручает своим работникам не следовать требованиям безопасности, а заниматься только устрашением окружающих…

Что по этому поводу думают власти?

Заместитель директора Департамента национального мониторинга министерства экологии и природных ресурсов АР Матанат Авазова, комментируя вопрос для Sputnik, отметила, что при горении автомобильных шин выделяются вредные вещества, которые представляют серьезную угрозу для окружающей среды и здоровья человека.

В Азербайджане организуется массовый сбор пластиковых бутылок >>

Копоть оседает в легких человека, мешая насыщению кислородом, что также приводит к заболеванию дыхательных путей. Особенно чувствительны к вредным веществам люди, страдающие бронхиальной астмой.

"Постоянное воздействие, к примеру, диоксинов, выделяемых при сжигании шин, может привести к серьезным заболеваниям. А люди, участвующие при производстве шин, подвержены более высокому риску возникновения онкологических заболеваний", — продолжила Авазова.

Она также отметила, что если человек страдает от какого-либо заболевания, в частности, дыхательных путей, дым и копоть могут спровоцировать удушье и даже привести к смерти.

"Кладбище шин" недалеко от станции метро "Дярнягюль"

По словам представителя министерства, при сжигании шин выделяют газовые смеси, которые быстро рассеиваются ветром и ослабевают. Однако твердые частицы посредством того же ветра перемещаются с одного места на другое: "Газ со временем теряет силу воздействия, а твердые частицы могут даже оседать в легких человека".

"Подобные инциденты дают основание усилить контроль над утилизацией бытовых отходов. Они не должны сжигаться ни намеренно, ни по неосторожности", — считает Авазова.

А закон?

Деньги за воздух: скоро весь берег Каспия станет платным
Юрист Фарид Гамидли, комментируя проблему, отметил, что согласно статье 234.0.6 Кодекса об административных правонарушениях АР, за несоблюдение правил контроля над воздухом в местах, где расположены учреждения, ведомства и организации, физические лица могут быть наказаны штрафом от 300 до 700 манатов, должностные лица – от 2500 до 4000 манатов, юридические лица – от 7,5 до 10 тысяч манатов.

Юрист также отметил, что согласно статье 271 указанного кодекса, за несоблюдение требований по охране окружающей среды при утилизации и сжигании бытовых отходов физические лица могут быть наказаны штрафом в размере от 500 до 800 манатов, должностные лица – от 2 до 3 тысяч манатов, юридические лица – от 6,5 до 8 тысяч манатов.

Как избавиться от старых шин

Эколог Вагиф Алиев, в свою очередь, отметил в беседе со Sputnik, что проблема утилизации автомобильных шин пока что не нашла своего решения. По его словам, в развитых странах шины меняют, когда пропадает их эластичность, даже если они смогут прослужить еще несколько лет. "Все потому что такие покрышки способствуют распространению вредных веществ, которые они собирают с асфальта. А наши покупают эти шины и привозят сюда", — заметил он.

Эколог заметил также, что заброшенные шины становятся местом скопления комаров и других вредителей. И к тому же это постоянный источник угрозы возгорания, а потушить горящие шины тоже непросто.

Эта стихийно образовавшася свалка является большим источником опасности для Баку

По словам Алиева, утилизация шин обходится достаточно дорого. Их сжигают для получения тепла и энергии в специальных печах, и если режим горения выбран неверно, образуются диоксины и фураны, которые, как известно, являются наиболее вредными веществами.

"Но, к сожалению, никакой замены резиновым шинам пока что не производится, и до тех пор, пока динамика автомобильного спроса будет повышаться, проблема утилизации шин останется актуальной", — заметил он.