"Ватсап", "бекап", "айфон", "андроид", "биос", "гугл, гуглить". Такие слова повсеместно встречаются в речи и переписке молодых людей. Люди старшего поколения чувствуют себя неуютно в ситуациях, когда молодежь бурно обсуждает текущие новости компьютерного мира. Технологии меняются так быстро, что вчерашние ноу-хау сегодня теряют актуальность прямо на глазах.
Профессиональные сообщества общаются между собой на особом языке
Между поколениями возникает непреодолимый языковой барьер. Даже те, кто еще вчера прекрасно усвоил технологию мобильного телефона, сегодня чувствуют себя незащищенными в присутствии владельцев навороченных телефонов. Их кнопочные телефоны безнадежно отстали от смартфонов, которые помимо возможности просто поговорить с собеседником, могут выполнять массу других функций.
Один "дивайс" как принято говорить сегодня является носителем многофункционального аппарата, тут тебе и интернет, и разные мессенджеры для общения, и фото и видеокамера, разные блокноты, программы на все случаи жизни.
Сленги различных групп существовали всегда. Профессиональные сообщества общаются между собой на особом языке, понятном только им. Например, обычный человек даже не может прочитать то, что написано на рецепте. Почерк врача могут понять только работники аптеки, то есть их профессиональные собратья. Химики, математики, физики также общаются на понятном только им языке.
Если жена вам изменяет, то Facebook или WhatsApp ни при чем…>>
Существует так называемый воровской жаргон, где почти все понятные обычному человеку слова принимают совершенно иной смысл, когда за простое, понятное всем название животного могут запросто ударить ножом. Слово "козел" считается сверхоскорбительным в воровской среде.
Смартфон в Азербайджане принято называть "хиоми", вместо правильного "ксиоми"
Все, наверно, помнят знаменитый фильм "Джентльмены удачи", где роли заведующего детским садиком и матерого преступника сыграл Евгений Леонов. Чтобы войти в образ вора-рецидивиста "Доцента", он заучивает принятые в воровском мире выражения. Самое интересное происходит потом, когда он заставляет находящихся рядом воров разговаривать на общепринятом языке. Именно это вызывает у них сильный протест, они воспринимают такое обращение как насилие над собой.
Но в современном мире происходят иные процессы. Нынешняя азербайджанская молодежь говорит совершенно на другом языке, чем их родители, старшие братья и сестры. Те, кому 20 и чуть выше, уже в совершенстве владеют техникой общения на смартфоне. Понять речь молодежного сленга непросто. У них свои представления о жизни, свои приоритеты. Технологические новшества вызывают у них почти что наркотическую зависимость и восторженные отзывы.
Очередная модель айфона обсуждается миллионами людей в разных уголках мира на десятках тысячах форумов и соцсетей. Людям чуть постарше такие обсуждения кажутся чем-то из мира фантастики. Азербайджанский язык меняется на глазах, превращаясь в дикую смесь, состоящую из английских, немецких, французских выражений. Даже японские и китайские слова попадают в молодежный сленг. И произносят их молодые люди на свой лад. Например, китайский смартфон Xiaomi в Азербайджане принято так и называть "хиоми", вместо правильного "ксиоми". Хотя по телеканалам каждый день показывают рекламу с правильным произношением названия фирмы.
Карабахские исполнители мугама имели свое арго
Насколько сильно влияние технологических процессов для будущего развития азербайджанского языка? Не станем ли мы заложниками развития технологий? Стоит ли бояться за язык?
Наверняка остерегаться серьезной трансформации языка не следует. Со временем адаптация к техногенному потоку завершится, практически все поколения людей начнут друг друга понимать. Скажем, 100 лет назад знания менялись каждые 50 лет, теперь же в развитии технологий технический скачок происходит каждые 5-7 лет.
Если 15 лет назад в мире существовал только свободный интернет, то теперь над интернетом устанавливается четкий контроль. Уже вводятся новые линии интернета, где без четкой идентификации личности войти в глобальную сеть не получится. Это действительно огромный скачок. В будущем технологии 5G, 6G изменят картину мира настолько, что транспортные линии, мобильные устройства и иные технические системы будут работать без вмешательства человека.
Мужчина развелся с женой через WhatsApp>>
В одном из интервью депутат парламента, академик Низами Джафаров признался, что непонимание людьми старшего поколения речи молодежи вполне нормальное явление. По мнению академика, для развития языка этот процесс не играет ни положительной, ни отрицательной роли.
"Это социальное явление. Всегда встречаются подобные реалии, которые называются "арго". Например, карабахские исполнители мугама имели свое арго. Они разговаривали между собой на особом языке, преследуя цель скрыть от окружающих свои мысли. Такие особенности встречаются у многих народов мира. У молодежи, представителей политических партий, рыночных продавцов, даже у воров есть свои арго. Люди с разными социальными статусами могут использовать арго для общения между собой" — заявил депутат.
К конфликту "отцов и детей" прибавилась еще одна проблема
Технологическое развитие создает между поколениями людей серьезные барьеры в процессе общения. К вечному конфликту "отцов и детей" прибавилась еще одна — в виде недопонимания на уровне языка. Эта проблема, безусловно, должна стать предметом детального изучения социологами и психологами.
Некоторые специалисты по межличностным отношениям считают, что люди пожилого поколения не должны упрекать молодежь за нестандартную речь. Беречь родной язык и чистоту должны литераторы, писатели, ведущие на телевидении и радио, сотрудники СМИ.
Скорее всего, с развитием информационной эры людей с отсутствием "цифрового мышления" не останется. Так или иначе, всем придется приспособиться под новые условия. Главное заключается в том, чтобы эти процессы происходили как можно менее болезненно и не приводили к общественным коллапсам.