БАКУ, 27 июн — Sputnik, Ирада Джалил. Наступило лето, а вместе с ним и любимый всеми пляжный сезон. Однако, в очередной раз жара обнажила одну из актуальных проблем абшеронских пляжей — ограничение, а местами и полное отсутствие свободного доступа людей к морю.
Как известно, в прошлом году президент Азербайджана подписал указ о внесении изменений в Земельный кодекс АР. Изменения в статью 46 касались требований к использованию общественными пляжами.
Так, ограждение забором или другими способами прибрежной полосы на общественных пляжах длиной 20-50 метров допускается в том случае, если используемые при этом строительные конструкции имеют форму решетки и не ограничивают видимость моря и прибрежной линии.
Кроме того, в целях обеспечения защиты государственной границы через каждые 200 метров забора или строительной конструкции должны быть обеспечены свободные полосы открытого прямого доступа к побережью шириной не меньше шести метров для свободного передвижения транспорта.
Опять про море: мусор и грязь по-прежнему "украшают" побережье Каспия>>
В статье 46 также отмечается, что указанные земли являются исключительной собственностью государства, могут использоваться и предоставляться в аренду в порядке, предусмотренным Земельным кодексом и другими нормативно-правовыми актами.
Но почему требования кодекса не соблюдаются? В поисках ответа мы отправились в поселки, расположенные вдоль прибрежной полосы Абшеронского района.
Часть пляжа поселка Бузовна, куда мы отправились в первую очередь, занимают центры отдыха. Другая часть берега моря называется "народным" пляжем и открыта для всех желающих. И судя по всему это связано с тем, что свободная часть берега Бузовны совершенно непригодна для плавания.
А в Мярдакяне центры отдыха заняли практически всю прибрежную полосу. В беседе со Sputnik Азербайджан житель поселка Самир Аскеров пожаловался — для того, чтобы "просто подышать морским воздухом, надо обязательно пройти в один из центров отдыха".
По словам Аскерова, все пляжи тут пока бесплатные. Но со следующего месяца все эти центры отдыха станут платными: "И тогда бедные слои населения вовсе лишатся моря. А когда возмущаешься происходящим – почему-то на тебя странно смотрят".
Эти самые центры отдыха по всему побережью поселков Новханы и Джорат рассыпаны словно бусинки, правда, ради справедливости надо сказать, что в отличие от Мярдакяна, "народные" пляжи тут тоже имеются.
Но в Пиршаги и Нардаране большая часть прибрежной полосы, к сожалению, тоже "обложена" забором. Одним словом, по всем поселкам Абшерона картина практически одна и та же – немного "народных" пляжей, а потом сплошные частные зоны.
Депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа, комментируя для Sputnik ситуацию, отметил, что проблема эта связана с тем состоянием, в котором находится наше общество. По его словам, общество, в котором определенная часть людей не может нормально мыслить, и море, и озеро, и река всегда будут обнесены забором. "Другой метафорой все это не объяснить. То есть этот вопрос связан не только с чиновниками. Каждый, у кого есть возможность, возводит забор. Есть люди, которые возводят заборы высотой в пять-шесть метров, при том, что достаточно и двух-трех метров", — говорит депутат.
Мустафа также отметил, что в такой ситуации оказались не только море или дома, но и кладбища. У кого есть деньги – строят мавзолеи, у кого нет — берут деньги в долг, чтобы поставить одну надгробную плиту: "Это проблема, связанная с сознанием народа. Изменить что-либо очень сложно. Долг интеллигенции – говорить об этом, критиковать. А тех, кто критикует – убили, как Мирзу Джалила, Сабира. А общество продолжает в том же духе".
Отметим, что статья 248 Кодекса об административных правонарушениях регулирует нарушение требований касательно прибрежной полосы. Так, перекрывать доступ к морю без соответствующего разрешения органов исполнительной власти запрещено. За нарушение этого и других требований кодекса виновники несут ответственность.
В частности, нарушители могут быть оштрафованы следующим образом: физические лица — на сумму в размере четыре тысячи манатов, ответственные лица — восемь тысяч манатов, юридические лица – 40 тысяч манатов. Ответственность за регулирование подобных фактов несут соответствующие правоохранительные органы, исполнительная власть и другие органы власти.