Начало производства автомобилей Khazar Нефтчалинским автомобилестроительным заводом по степени значимости для Азербайджана — почти то же самое, что закупка лицензионной версии Fiat 124 Sedan Советским Союзом для Волжского автомобильного завода (ВАЗ).
Напомним, что старт продажам автомобилей под брендом Khazar был дан 11 июня.
В соответствии с технологической линией выпуска автомобилей эксперты различают три вида сборки. Сборка-2 — это когда на заводе собирается не более 20% деталей автомобиля. Данную сборку часто называют отверточной, так как речь идет лишь о сборке фар, колес, бамперов и так далее.
Кстати, до последнего времени именно второй тип сборки присутствовал на азербайджанском рынке, который не позволял проводить локализацию производства (наладить выпуск собственных деталей на заводе – авт.).
Сборка-1 — при данной технологии сборка деталей может достигать до 40% автомобиля. Эта ступень позволяет в какой-то мере приблизиться к выпуску национального автомобиля. При этой сборке к вышеперечисленным операциям по сборке автомобилей добавляются установка сидений в салоне и другие операции.
И, наконец, сборка-0, — это когда налажен конвейер, и, начиная с кузова, идет 100-процентный процесс производства автомобилей.
Очень редко, когда владельцы автомобильных марок соглашаются на передачу технологий и обучение коллектива вновь построенного завода по сборке-0. И азербайджанским деловым кругам и правительству пришлось приложить немало усилий, чтобы получить право на национальный бренд автомобиля Khazar.
В феврале 1977 года в США и Канаде был принят стандарт ISO 3779, описывающий формат номеров VIN (Vehicle Identification Number), состоящий из 17 символов и необходимый для постановки автомобиля на учет. Первые три знака —WMI (World Manufacturers Identification) — всемирный индекс изготовителя: первый знак (символ) определяет географическую зону, второй — страну-производителя, третий — изготовителя автомобиля.
Тем самым автомобиль Khazar получил свой VIN в США, с регионом Азия (Азербайджан включен в регион Азия — авт.), страна – Азербайджан, производство — Нефтчалинский автомобильный завод.
Многим интересно, сколько процентов деталей автомобиля под национальным брендом Khazar будет производиться в Азербайджане. Экономическая эффективность указывает на планку локализации производства на уровне 35-40%. Речь в первую очередь может идти о выпуске деталей для салона автомобилей, колес, дисков и так далее.
После прохождения необходимой сертификации в соответствующих центрах и выполнения требований по качеству евро-5 выпускаемых деталей, может начаться процесс локализации производства автомобилей.
При этом стоит отметить, что местный рынок Азербайджана ограничен, и выпуск автомобилей предусматривается в объеме десяти тысяч единиц, из которых пока только две тысячи будут экспортированы.
Разумеется, локализацию автомобилей можно повысить до 100%, как в Иране. Достаточно отметить, что выпуск двигателя автомобиля в комплекте — это еще дополнительные 45% локализации.
Но с точки зрения экономической эффективности, для этого необходимо достигнуть объема выпуска на уровне 250 тысяч автомобилей. То есть, создать производство двигателей не проблема, но для выхода на прибыль, с учетом ограниченности азербайджанского рынка, придется искать поиск покупателей автомобильных двигателей за пределами страны.
Относительно возможного влияния на производство автомобилей Khazar введенных против Ирана санкций, и отказа от сотрудничества французского производителя, то иранская компания Khodro на базе Peugeot-504 давно производит иранский автомобиль "Пейкан". Кроме этого, с учетом ежегодного выпуска более 500 тысяч легковых автомобилей, иранский автомобильный производитель Khodro имеет собственный завод по выпуску двигателей.
Впрочем, Нефтчалинский автомобильный завод, в самом крайнем случае может напрямую связаться с европейскими производителями для выпуска ряда моделей Peugeot и Renault. Однако понятно, что с точки зрения логистики и налаженных производственных связей с Ираном, более конкурентоспособной будет поставка деталей из ИРИ для производства автомобилей на совместном азербайджано-иранском автомобильном заводе.
Именно благодаря этому, цена автомобилей, продажи которых стартовали 11 июня под национальным брендом Khazar и соответствующих экологическим стандартам евро-5, как минимум на 20% ниже аналогичных автомобилей данного класса российского и китайского производства.
Итак, база для развития азербайджанского автомобильного производства создана, а перспективы, скорее всего, будут связаны с тем, насколько придется по душе местным потребителям качество автомобилей Khazar.
Напомним, что церемония запуска автомобильного завода и сборка первого транспортного средства была проведена президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Роухани 29 марта 2018 года. Построенный в Нефтчалинском промышленном парке ОАО AzerMash совместно с компанией Iran Khodro завод обошелся в 15 миллионов долларов (75% — доля AzerMash и 25% — Iran Khodro).