Новости

Докажи, что ты не верблюд: как владельцы ресторанов наживаются на любви к вкусной еде

Как улучшить работу кафе и ресторанов в Баку, повысить качество подаваемой еды в местах общественного питания, попытался разобраться колумнист Sputnik Азербайджан.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

С наступлением летнего сезона обостряются все те же проблемы прошлых лет. Практически каждый день происходят массовые отравления людей в кафе и ресторанах, а также домах торжеств.

Миллионы бакинцев вынуждены пользоваться услугами общепита, где санитарные нормы особо не соблюдаются. Жителям столицы хочется получить за свои кровно заработанные деньги хорошее обслуживание, попробовать вкусную еду и услышать приятные слова от официантов.

Ведущие "Еда, я люблю тебя!" отведали азербайджанские блюда

Мухи, комары и иная живность не дадут спокойно насладиться обедом

Вместо этого вам могут нагрубить, подать подогретые в микроволновке вчерашние кутабы, а санитарные условия многих кафешек оставляют желать лучшего. Мухи, комары и иная живность не дадут вам спокойно насладиться обедом.

У многих офисных работников просто нет выбора, на еду отведено определенное время, поблизости есть только пара-тройка объектов быстрого питания. Можно, правда, заказать еду в офис, но и в этом случае вам вместо заказанного плова могут доставить что-то иное.

В ресторанном бизнесе существует железное правило: если заведение открылось недавно, то у клиента есть шанс насладиться отменным сервисом примерно год или чуть больше. Дальше будет хуже. И сервис будет не тот, и еда несвежая, и официанты хуже первых. Причины банальны: первое впечатление — самое лучшее. Вот новоиспеченное заведение и пытается собрать клиентскую массу. А когда количество клиентов превышает потенциальные возможности достойного обслуживания ресторана, то в ход идут всякие ухищрения.

Эксперт: если блюдо в ресторане не понравилось – вы не обязаны платить >>

Сладкий вкус мясу придается с помощью обычного сахарного песка

Примеров огромное количество. Например, в некоторых районах Баку подают так называемые "джоратские кутабы". Это довольно дорогое удовольствие. Один такой кутаб стоит примерно один манат, тогда как обычные — от 20 до 50 гяпиков. Объясняется это тем, что такой "джоратский кутаб" готовят из мяса верблюда, что само по себе недешево. Верблюда режут не каждый день, мясо обходится в приличную сумму.

Михаил Ширвиндт спустя шесть лет снова попробовал это в Баку

Несколько сладковатое на вкус верблюжье мясо вообще является деликатесом, и его запасы в Азербайджане строго ограничены. Когда какое-то заведение общепита начинает печь эти самые кутабы, то в начале деятельности технология соблюдается. Но со временем число посетителей растет, все хотят попробовать тех самых знаменитых "джоратских кутабов". И где взять столько верблюжьего мяса? Конечно же нигде.

Верблюжье мясо заменяется говядиной или бараниной, а сладкий вкус мясу придается с помощью обычного сахарного песка. Кутаб стоимостью в 30 гяпиков продается втридорога. А учитывая размеры того самого "джоратского кутаба", которые меньше обычных в два раза, можно предположить, что недобросовестные рестораны зарабатывают на их продаже огромные деньги.

Десятки тысяч тонн использованного масла сливаются в общую канализацию

Санитарное состояние наших заведений общепита порой ужасающе. Грязные столы, пыль, плохо помытая посуда — дело обычное для множества небольших забегаловок. Многие владельцы этих объектов понимают, что в принципе клиенту деваться некуда. Другие точки общепита попросту не успевают навести чистоту внутри помещений. И почти третий год как перестали проверять эту сферу всякие санитарные и иные службы. Это было сделано с целью поддержки мелкого и среднего бизнеса. Проверка любого объекта может производиться только в том случае, если имеется конкретная жалоба от клиента.

Минэкологии АР строго предупредило все рестораны и дома торжеств Баку

Система общепита порождает огромные проблемы для жизнеобеспечения Баку. Например, десятки тысяч тонн использованного растительного и иного масла сливаются в общую канализацию, создавая пробки и засоряя систему в целом. Канализационные службы работают в полном напряжении, особенно в местах плотного скопления сетей кафе и ресторанов. А пищевые отходы собирают около мусорных баков множество бездомных собак и кошек. Благодаря выбросам пищи количество мышей и крыс растет в геометрической прогрессии.

Этим заведениям покровительствуют влиятельные чиновники

Многие забегаловки работают только за наличные, не имеют POS-терминалов, игнорируют законы страны, нарушают права потребителей. Зачастую клиент просит обычный чай, а вместо этого в обязательном порядке подаются шоколад, варенье или другие сладости. На возмущенные возгласы посетителей отвечают, что просто чай в заведении не подается. Подобные случаи напрямую нарушают закон, но вечно спешащие клиенты в лучшем случае могут покинуть заведение. Ведь болеющий сахарным диабетом человек не может потреблять эту пищу, а устраивать разборки нет желания.

Блогер из Беларуси: бакинцы - приветливые люди, но еда у них странная

Главная причина плохой работы сферы общепита связана с тем, что этим заведениям покровительствуют влиятельные чиновники. Каждый, кто создает такой объект, сначала заводит себе такого покровителя, а лишь затем открывает кафе или ресторан. А бары и ночные заведения вовсе не могут функционировать без поддержки сверху. В этих злачных местах применяются все грязные методы ведения бизнеса. Тут к услугам клиентов все виды спиртных и иных напитков, девочки по вызову, дискотеки и иные сервисы. В каждом баре работают так называемые женщины, занимающиеся модной профессией под названием консумация. Консумантка постоянно находится внутри питейного заведения, она терпеливо выслушивает пьяные откровения мужчин, взамен клиент должен постоянно заказывать те или иные напитки, как для себя, так и для своей собеседницы.

Конечно, в Баку можно найти много достойных, приличных кофеен. Но общий фон все еще остается не на должном уровне. Иные кафешки додумались даже до того, что взимают деньги с клиентов за посещение туалета.

Проверки не должны создавать препятствий в работе предпринимателей

Как навести порядок в сфере общепита? Какие меры стоит предпринять?

Все проблемы в этой сфере существуют из-за пробелов в законодательстве и отсутствия должного контроля над деятельностью этих структур. Владельцы кафе и ресторанов уверены в полной своей безнаказанности благодаря своим влиятельным покровителям. Но как такое возможно в стране, которая претендует на статус туристического рая? Почему до сих пор не создана система квалификации таких заведений и оценки деятельности в зависимости от условий их деятельности. Каждое такое заведение должно иметь свою звездочку, как это имеет место быть с отелями.

Владельцы бакинских кафе в замешательстве: как сказать клиенту "перестань курить"

Даже обычная чайхана для функционирования в условиях города должна соответствовать неким стандартам. Это и чистота внутри помещений, и соблюдение санитарных норм, и наличие туалета. А если чайхана на открытом воздухе, то рядом обязательно должен быть установлен биотуалет. Все должно работать во благо клиента. Необходимо создавать и поощрять систему сертификации заведений общепита. Обучение персонала, наличие грамотных менеджеров, тренинги и иные способы улучшения работы кафе и ресторанов могут дать положительный эффект.

Городские власти, муниципалитеты и иные государственные учреждения должны работать в единой связке. Сфера общепита не может улучшить свою работу без должного контроля. Все утверждения о том, что рынок способен сам себя регулировать, не соответствуют действительности. В любой развитой стране с рыночной экономикой прежде всего четко работают законы, любые нарушения которых могут обернуться крахом бизнеса. Есть минимальные требования, которые владелец заведения обязан соблюдать. О рыночных механизмах можно говорить только при наличии определенных предварительных условий.

Кто гадит в хлеб, который пекут в Губе? >>

Безусловно, созданное в 2017 году Агентство продовольственной безопасности Азербайджана должно осуществлять контроль над деятельностью точек общественного питания. Агентство с 22 мая уже проводит мониторинги деятельности субъектов предпринимательства, а с первого июля намерено приступит к реализации мероприятий по проверке и контролю в стране. Эти проверки не должны, конечно, создавать препятствий в работе предпринимателей, но призваны служить интересам потребителей, пользующихся услугами точек общепита.

Без наведения порядка в этой сфере нечего и думать о привлечении большего количества туристов. А наши граждане будут все так же покидать страну в поисках лучшего сервиса и вкусной пищи у ближайших соседей.