БАКУ, 21 мая — Sputnik, Фуад Ализаде. Утверждение экспертов из Армении, что с момента запуска Трансанатолийского газопровода (TANAP) Азербайджан вынужден будет исключить военный путь освобождения оккупированных земель в Карабахе из-за угрозы своей нефтегазовой инфраструктуре, выглядит абсурдно.
Торжественная церемония открытия трубопровода TANAP назначена на 12 июня. Его первоначальная пропускная способность составит 16 миллиардов кубических метров газа в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальное — в Европу.
Есть основания полагать, что в сознании граждан Армении (после полученных в апреле 2016 года уроков вследствие армянской военной провокации в Карабахе) уже сформировалась трезвая оценка возможных последствий военного столкновения с модернизированными ВС Азербайджана.
И весьма наивным можно считать аргумент ереванских экспертов, что руководство Армении может решиться, в случае нового военного обострения ситуации между странами, нанести какой-либо ущерб нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана.
Не имеет значения, находится ли нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) или Южнокавказский трубопровод (SCP) от линии соприкосновения войск на расстоянии 30 километров (некоторые эксперты считают, что такая близость позволяет армянским ВС угрожать трубопроводу) или 300 километров.
МИД АР: заявления Армении по Карабаху — полнейший абсурд>>
Кстати, специально для некоторых армянских экспертов хотелось бы подчеркнуть, что газопровод TANAP располагается на территории Турции и Грузии, а в Азербайджане проходит газопровод SCP, который на территории Грузии подсоединяется к TANAP.
Кроме этого, трубопроводы ВТС и SCP не являются государственной собственностью Азербайджана, их акционерами являются: нефтепровода ВТС — BP (30,1%); AzBTC (25%); Chevron (8,9%); Statoil (8,71%); TPAO (6,53%); Eni (5%); Total (5%), ITOCHU (3,4%); INPEX (2,5%), ExxonMobil (2,5%) и ONGC (BTC) Limited (2,36%), а акционерами газопровода SCP — BP (28,8%), TPAO (19%), AzSCP (10%), SGC Midstream (6,7%), PETRONAS (15,5%), LUKOIL (10%) и NICO (10%).
На этом основании трудно представить, что армянское правительство решится нанести урон интересам Великобритании, США, России, Ирана, Италии, Франции, Норвегии и других стран, владеющих перечисленными компаниями, допустив даже случайное попадание в трубопроводы ВТС и SCP, проложенные в одном коридоре. Очевидно, что у Армении духа не хватит замахнуться на собственность ведущих стран мира, пусть даже расположенную на территории Азербайджана.
Нездоровое оживление армянских экспертов вполне объяснимо: страна попала в политический и экономический тупик на фоне авторитета Азербайджана, растущего в связи с успешной реализацией проекта Южного газового коридора, который сулит к тому же дополнительные финансовые поступления.
"Народный премьер" Армении: какие новшества в карабахский вопрос внесет Пашинян>>
Тем самым, Армении стоит вместо имитации переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту перейти к реальным шагам по освобождению оккупированных территорий, так как терпение Азербайджана не безгранично.
А после заключения мира Армения тоже может подключиться к трансконтинентальным энергетическим проектам в регионе, о чем неоднократно говорилось азербайджанскими властями. Так что, выбор за армянским народом.
Эскалация карабахского конфликта
В период со 2 по 5 апреля 2016 года произошла самая крупная эскалация карабахского конфликта с момента заключения перемирия. Ереван сообщил о наступательных действиях азербайджанской стороны, при этом в Баку заявили об обстрелах со стороны ВС Армении. Согласно официальным данным, обе стороны конфликта понесли потери, в том числе среди мирных жителей.
Пятого апреля 2016 года при содействии Москвы стороны договорились о приостановке военных действий, однако нарушения на линии соприкосновения продолжались вплоть до 16 мая того же года. В этот день в Вене состоялась первая с начала обострения ситуации в Карабахе встреча президентов Азербайджана и Армении — Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта (России, Франции, США).
О ходе урегулирования Карабахского конфликта читайте здесь >>
На встрече было достигнуто соглашение о неукоснительном выполнении соглашений о перемирии (от 1994 года) и о укреплении режима прекращения огня (от 1995 года). Стороны согласились, что необходим мониторинг возникающих инцидентов и внедрение механизма их расследования в рамках полномочий команды постоянного представителя ОБСЕ.