Новости

В Азербайджане нет джазовой школы: все на ощупь и интуитивно, как и много лет назад

Бакинский джаз-фестиваль является уникальной площадкой, где можно услышать потрясающих музыкантов, как именитых, так и малоизвестных.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кямаля Алиева

В Баку грандиозным концертом 30 апреля отметят Международный день джаза. Подробно о подготовке к мероприятию и целях Бакинского джазового фестиваля в интервью Sputnik Азербайджан рассказала директор Бакинского джаз-фестиваля и главный редактор журнала "Jazz Dunyası" ("Мир джаза") Лейла Эфендиева.

Мугам без границ: французский джазмен импровизировал в Баку

— Международный день джаза будет отмечаться в Баку впервые?

— Не совсем, в 2015 году мы отмечали День джаза презентацией книги "История джаза Азербайджана", а в 2018 году по приглашению Херби Хенкока Баку стал официальным городом-участником. А случилось это после того, как мы получили от него письмо, в котором нам предложили присоединиться к так называемой джазовой семье, стать частью мирового джаза и вместе со всем миром отметить его 30 апреля.

Конечно же большей радости для нас быть не могло, это высокая оценка в основном Бакинского джаз-фестиваля, который был особенно отмечен в письме. Мне было очень и очень волнительно даже от самой переписки с американскими представителями Jazz Day, так как я понимала, что все, что было сделано до сегодняшнего дня, не ушло впустую, а дает хорошие результаты.

Директор Бакинского джаз-фестиваля Лейла Эфендиева

Для многих азербайджанский джаз представляет интерес, и я считаю удачей, что имела возможность рассказать о нашей джазовой истории, истоках и развитии джаза в интервью, размещенном на сайте Интернационального дня джаза, который посещают тысячи читателей в день.

— Как идет подготовка к концерту?

— Подготовка идет полным ходом. Без единой рекламы и даже без афиш билеты были распроданы в первые же три дня. Программа концерта – это микс. Выступать будут как представители нового поколения нашего джаза, так и старшего, и все это совместно с гостями из Соединенных Штатов — группой Кеннеди Администрейшн, которая выступала на Бакинском джаз-фестивале в 2017 году.

Орган, саксофон, рояль - азербайджанские джазмены продолжают удивлять

— Многие джазовые музыканты Азербайджана мечтают принять участие не только в праздничном концерте ко Дню джаза, но и в Бакинском джаз-фестивале. Хотелось бы узнать, по каким критериям выбираются участники?

— Да, конечно, есть много желающих выступать на концертах и фестивале, и это естественно. Начнем с фестиваля. В прошлом году мы разместили объявление о том, что каждый желающий играть на Бакинском джаз-фестивале может очень просто попасть на него, нужно было заполнить форму на сайте и представить программу выступления. Желательно, программа должна быть новой. Все, кто обратился и заполнил заявку, выступили на фестивале.

А на концерте Baku Jazz Day будут выступать финалисты конкурсов молодых исполнителей джаза I am Jazzman! К примеру, это харизматичный вокалист Мелик Рамиз, который взял первое место в 2016 году, потрясающий юный аккордеонист Сеймур Гасансой – первое место в 2017 году, из более старшего поколения — Исфар Сарабский, а также Раин Султанов, который, думаю, не нуждается в представлении.

Лейла Эфендиева: джаз-фестиваль — визитная карточка современного азербайджанского джаза

— Вы проводите джазовый фестиваль ежегодно, насколько успешен этот проект в Азербайджане?

— Скажу так: очень успешен. Джаз-фестиваль — визитная карточка современного азербайджанского джаза. Я только что вернулась с крупнейшего джаз-саммита-выставки, который ежегодно проходит в Германии. Мы представили на нем азербайджанский джаз со дня его основания, которому в 2018 году исполнилось 13 лет. Все уже знают о нашем проекте, огромное количество музыкантов со всех уголков мира хотят попасть на Бакинский джаз-фестиваль. Очень сложно анализировать информацию, которая ежедневно приходит на почту. Приходится прослушивать много музыки, выбирать и отвечать сотням музыкантов. Я думаю, все это говорит о популярности Бакинского джаз-фестиваля.

Короли фанка спели на "королевских гонках" в Баку

К примеру, очень интересное интервью дал корреспондент телеканала Евроньюс Вольфганг Шпиндлер, который освещал наш фестиваль. Он поделился своими впечатлениями и рассказал, что для него Бакинский джаз-фестиваль является уникальной площадкой, где можно услышать потрясающих музыкантов, как именитых, так и малоизвестных. И это замечательно, так как многие фестивали стремятся привозить исключительно звезд, которых можно услышать везде. А вот открыть для себя новых музыкантов удается не всегда. Именно этим и примечателен наш джаз-фестиваль. И конечно, насыщенная программа, мастер-классы, семинары, конкурс молодых исполнителей, дни джаза для детей, дни джаз-кино, джем-сейшны – все это создает атмосферу не ряда концертов, а именно фестиваля — праздника музыки.

— Что стало главным достижением фестиваля за эти годы, на ваш взгляд?

— Главное достижение для меня – это конкурс, новая волна исполнителей, за которыми будущее нашей культуры. Ну и еще гости города, иностранные музыканты, которые хотят еще раз вернуться в Баку, уезжают с прекрасными впечатлениями, пишут потом, становятся друзьями.

Директор Бакинского джаз-фестиваля Лейла Эфендиева

— С каждым годом появляется все больше молодых джазменов, как вы их оцениваете? Как думаете, чего им не хватает?

— Это хороший вопрос. Я бы сказала, что многим не хватает умения правильно оценивать себя. Безусловно, многим молодым музыкантам еще нужно работать над собой, а не думать, что дав пару местных концертов, они уже стали звездами. Скорее, нужно равняться на лучших мировых музыкантов, больше слушать, больше списывать, больше играть.

Любовь и время Эльчина Ширинова создавала интернациональная команда

Часто не хватает работы над собой, упорства, желания развиваться. К примеру, мой супруг Раин Султанов рассказывал, как, будучи молодыми музыкантами, они чутко прислушивались к мнению Рафика Бабаева, Рашида Бейбутова. Их слово, совет были очень значимыми для молодежи. Тогда больше принимали критику, было обидно, но действовало по назначению. Ну и еще нехватка школы, — ведь у нас нет джазовой школы, факультетов, все на ощупь и интуитивно, как и много лет назад. Слава Богу, что появляются одаренные ребята, но опять-таки, им нужна помощь и поддержка, чтобы получать образование за рубежом и возвращаться уже профессиональными музыкантами. Хотя в противовес своим же словам, не всегда школа есть залог успеха.

Главный редактор журнала "Jazz Dünyası" ("Мир джаза") Лейла Эфендиева.

— А как вы оцениваете состояние азербайджанского джаза? Может ли он уже выйти на мировой уровень?

— Азербайджанский джаз уже давно вышел за рамки страны. Есть музыканты, которые больше выступают за рубежом, нежели в Азербайджане. Они с аншлагом собирают тысячные аудитории, их хорошо знают в Европе и Америке, они играют со звездами мирового джаза и востребованы. В прошлом году немецким лейблом была выпущена виниловая пластинка, выпускаются компакт-диски наших музыкантов и продаются за рубежом. Досадно, что наша пресса почти не освещает эти события, наверное, это происходит потому, что люди стали охотнее воспринимать какую-нибудь глупую новость, нежели серьезные большие события в области культуры или науки.

Контузия, полученная в Карабахе, не помеха виртуозному музыканту

— Изменилась ли аудитория джаза или ее все еще слушают только интеллигенты?

— Что значит интеллигенция для меня? Даже не знаю. Скорее интеллектуалы, а не интеллигенты. Для меня они люди, глубоко ощущающие мир, воспринимающие музыку, готовые к неожиданным, нестандартным решениям, звукам. Скорее люди образованные. Вот вглядитесь на концертах в лица наших зрителей, это интересно. Конечно, аудитория меняется, появились молодые люди, которые интересуются джазом, ходят на концерты. Есть и старшее поколение, наши любимые постоянные зрители.

— Как думаете, сегодняшнего зрителя можно чем-то удивить?

— Удивить, наверное, сложно. Наш зритель видел почти все, как в хорошем смысле, так и не очень. Но у нас нет цели удивить зрителя. Мы хотим, чтобы наши слушатели получали удовольствие от концертов, уходили оттуда с новыми мыслями, взяв для себя то, что больше им по душе. Я хотела бы, чтобы наш слушатель не ждал шоу, а умел ценить и оценивать музыканта, который хочет донести до него свое видение этого мира. И тогда мы станем другими – более легкими, менее приземленными.