БАКУ, 14 апр — Sputnik, Муса Мурадлы. И в зимнюю стужу, и в летнюю жару на одном и том же месте, а именно – на остановке перед Почтовым управлением в Барде, можно увидеть одинокого старика. Люди проходят мимо – и простые, и те, кто с возможностями, а он все сидит, никого ни о чем не просит, но все же надеется, что когда-то и у него появится крыша над головой.
Он представился Рашидом. Своего угла у него давно нет, а найти дешевую съемную квартиру не может. "Тут недалеко есть магазин одежды с небольшой верандой. Владельцы магазина сами предложили мне ночевать там, вот я и ночую", — рассказывает дед региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан.
История его жизни проста — семья, дети, и казалось, что старость он встретит в своем доме среди родных ему людей. Но все сложилось по-другому.
Рашид был женат на вдове из села Айриджа в Бардинском районе. У женщины росла семилетняя дочь от предыдущего брака, а за годы совместной жизни у них появилось четверо общих детей – два сына и две дочери.
По словам старика, характер у жены был невыносимым, но он не разводился: "У меня росли две дочки, и я думал, что бросить их было бы не по-мужски. И свою квартиру в Барде на улице Ахундова я в итоге продал и деньги отдал им".
Одна из его дочерей вышла замуж, но он недоволен ее мужем, и в неудачном по его мнению браке винит свою бывшую жену. Обижен дед Рашид и на своего старшего сына Асефа, которому он в свое время и отдал свою квартиру.
Вторая дочь живет в Баку, работает уборщицей в одном из государственных учреждений, получает 300 манатов в месяц: "Мой сын Асеф хотел избавиться от сестры и выдал ее замуж за одного из родственников. А ее муж инвалид, детей у них нет, и врачи говорят, что и не будет…"
Рашид проработал в военном комиссариате, получает пенсию в 178 манатов, которой, по его словам, ему достаточно, чтобы сводить концы с концами.
Счастье на 180 дней: как живут в азербайджанском приюте>>
А пока он проводит все свои дни на улице, но ни от кого не ждет помощи – ни от своих, ни от чужих: "Все обещают подыскать жилье, но на деле ничего не меняется". Обращаться в исполнительную власть района он тоже не хочет – знает, что там ему ответят: "Мне скажут – у тебя нет ни семьи, ни детей, зачем тебе квартира. Живи где можешь, найди себе вдову и поселись у нее".
При этом жить в доме престарелых он тоже не хочет. Говорит, что один знакомый водитель автобуса не выдержал там и месяца и сбежал: "Он сказал мне: лучше умереть на улице, в чистом поле, но не жить в таком доме".
Праздник на улице
Мир, конечно, не без добрых людей. Знакомые и незнакомые люди жалеют одинокого брошенного старика. Приносят ему еду, не забывают на праздники. "Вечером на Новруз я сидел здесь, один незнакомец принес мне плов, потом меня угостили фруктами, конфетами. Кто знает меня, всегда что-то приносит", — продолжает он.
Дед Рашид хоть и живет на улице, но всегда старается чисто и аккуратно одеваться, часто моется в платной бане, сам стирает себе одежду. Он говорит, что все, что ему сейчас нужно – найти недорогую квартиру, хотя бы за 50 манатов, и тогда он наконец сможет обрести покой.
Жизнь деда Рашида на улице – ситуация, за которую должно быть стыдно всем — и его семье, и родственникам, и всему обществу. Очень хочется надеяться, что проблема этого пожилого человека будет решена – ведь он человек и такой же гражданин нашей с вами страны, и у него тоже есть право жить под крышей…