БАКУ, 8 апр — Sputnik, Кямаля Алиева. На днях необычная выставка азербайджанского художника Вюсала Рагима под названием "Нурджан", посвященная теме ранних браков по принуждению, вызвала бурные обсуждения общественности. В интервью Sputnik Азербайджан мастер кисти выразил отношение к критикам и рассказал, чем он отличается от своих коллег.
— Вюсал, как вы стали художником?
— Я родился в Гяндже. Мой отец был педагогом, но в свое свободное время занимался резьбой по дереву, и я всегда старался ему помогать. Так и научился всему у него. В 15 лет стал посещать курсы рисования, а в 2007 году поступил в Академию художеств в Баку и переехал жить в столицу. Многому меня научил мой педагог Кямиль Наджафзаде, в классе которого учился.
После окончания академии совершенно случайно познакомился с директором Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии Алигисметом Лалаевым, который предложил мне работу. С тех пор работаю в театре художником по декорациям. Кроме того, я — независимый художник. В основном создаю свои работы в направлении концептуального искусства. С 2011 года начал работать в этом жанре и спустя год начал сотрудничать с Центром современного искусства YARAT, который помог мне в реализации многих проектов.
С 14 лет и по сегодняшний день работаю над созданием своей коллекции "Дневник гостя". Зрителям были представлены мои проекты Black Woman, в котором рассказана история женщины, превратившейся в предмет интерьера. Самой обсуждаемой стала моя серия работ под названием My name is Sarah ("Меня зовут Сара"). Меня многие раскритиковали за эти творения. Эта серия имеет небольшую предысторию – одно время я начал писать одноименные рассказы. В них повествовалась история 40-летней женщины. Она многое пережила в жизни и чувствовала себя потухшей. Я показал ее жизнь через куклы, по которым было видно, насколько "грязную" жизнь она пережила.
— Как мне известно, ваш проект "Меня зовут Сара", впервые представленный в Перми, вызвал бурные обсуждения среди пермяков, которые отметили, что этими работами вы откровенно пропагандируете насилие и сексуальную распущенность.
— Они просто не поняли суть моих работ, но я воспринял все спокойно, потому что цель современного искусства — шокировать общественность. Я считаю, что иногда нужно представлять работы, которые как-то повлияли бы на людей, потрясли их. В Перми были представлены работы 30 азербайджанских художников — в целом 180 работ. Организаторы сами выбрали мои творения и решили представить именно их. Я сам не принимал участия в открытии выставки, поэтому не могу точно сказать, что именно там произошло. Причиной критики стало то, что каким-то образом мероприятие посетили дети. Моей вины в этом нет. Виноваты те, кто неточно распространил информацию в выставке.
Что касается кукол, то могу сказать, что это был коллаж, который имеет возрастное ограничение. После выставки было много жалоб, но до суда дело не дошло. Мои работы были выставлены до последнего дня экспозиции. Я очень хотел представить эту серию картин и в Азербайджане, потому что потратил на них четыре месяца своей жизни и надышался ядовитым запахом, исходящим от материала. К сожалению, мне отказали все, и лишь театр ADO предоставил мне место для презентации моих работ. После этой выставки кто-то выложил фотографии работ в Facebook, и снова посыпались обвинения.
— Как вы считаете, в чем ваше отличие от других художников?
— Мне всегда хочется представить что-то новое, оригинальное. Для меня быть художником не означает все свое время проводить за холстом — мне важна идея. Холст меня ограничивает и не дает развиваться. Я старюсь делать все возможное, чтобы в моих работах люди видели искусство, а не пошлость и откровенность.
— Практически во всех ваших работах героями являются женщины. Почему?
— Я показываю не голое женское тело с эротической точки зрения, а то, насколько она сильная, успешная. У меня есть работы, посвященные мужчинам, но так получилась, что женская линия более популярна. На данный момент я в основном работаю над созданием проектов, посвященных мужской половине общества. Я хочу затрагивать в своих работах не однодневные проблемы, а более глобальные. На данный момент работаю над перформансами "Любовь и страдание", "Сможешь", "Сад мужчин в черном одеянии", "История моего тела", в которых говорится о том, что многие люди просто не могут принять свое тело таким, какое оно есть. В будущем может быть даже представлю проект, связанный со СМИ.
— Как вы считаете, людям больше интересны перформансы или же картины?
— Творить в жанрах современного искусства очень трудно. В Азербайджане в этом направлении вообще невозможно что-то заработать. К примеру, создав какую-то картину, можно ее в будущем продать, а перформанс просто остается в архиве художника. Мне интереснее создавать какие-то представления, через которые могу донести до людей какие-то проблемы, даже если и не заработаю на этом.
— Не устали от бесконечной критики?
— Несмотря на ритм современной жизни мы очень замкнутые. Мне три раза удалось противостоять массовой критике, и даже я почувствовал, как меня разрывают на части. Я ничего не боюсь, потому что знаю, что не совершаю никакой ошибки, так как являюсь профессиональным, образованным художником. Люди не могут понять — то, что я делаю сейчас, уже было представлено в разные годы в других странах. Во мне сейчас живут два человека- один из них по натуре спокойный, закомплексованный, а второй – художник, очень смелый, который не обращает внимания на критику.
— Не поступали ли вам предложения работать за границей?
— Мои выставки проходили в США, Италии, Франции, России и в других странах. На данный момент хочу путешествовать по миру, чтобы узнать много нового. В скором времени намерен реализовать свой план. К сожалению, в Азербайджане для современного художника нет возможностей развиваться, а это создает мне трудности в работе.