Новости

Продюсер: иностранцы не понимают, почему у нефтяной страны нет качественного кино

В последнее время в Азербайджане стали больше снимать художественные фильмы, но почти все ленты имеют коммерческую направленность, при этом авторские работы спонсоров не интересуют.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 4 апр — Sputnik, Тарана Худабахшиева. Азербайджанские фильмы не так часто демонстрируются на международных кинофестивалях, и любой прорыв на мировую арену можно считать большим успехом для страны.

Ателье программы "Синефондасьон" (The Cinefondation's Atelier) огласило 15 проектов режиссеров, чьи работы Каннский кинофестиваль считает особенно перспективными. Впервые в истории фестиваля в списке оказался проект из Азербайджана — это сценарий полнометражного фильма "Яшар" режиссера Эльвина Адыгезала, продюсером которого является Теймур Гаджиев.

Финалист "Голос. Дети" из Баку исполнил свою мечту

До Канн "Яшар" уже был награжден денежным призом от фонда имени Хуберта Балса при Роттердамском кинофестивале, отобран в секцию "Produire au Sud" Нантского кинофестиваля, а также получил награду в конкурсе питчингов "Встречи на Мосту" при Стамбульском кинофестивале.

Продюсер Теймур Гаджиев в интервью Sputnik Азербайджан рассказал о фильме, сценарий которого в мае авторы повезут в Канны, а также поделился своим мнением по поводу современного азербайджанского кинематографа и профессионализма местных продюсеров.

— Кино в Азербайджане в последнее время переживает подъем. Не сложно быть сегодня в Азербайджане продюсером кинокартины?

"Котенок" принес победу юной бакинке в Санкт-Петербурге

— Продюсер в кино – стержень фильма, его остов. В мире существуют фильмы двух типов. Коммерческой можно назвать продукцию, которая выпускается ради того, чтобы заработать денег. Но настоящие фильмы — это те, которые снимаются, чтобы остаться в истории. Если говорить о настоящих фильмах, то сегодня ситуация тут крайне плачевная, потому как нет поддержки ни от спонсоров, ни от министерства культуры и туризма. Но надо сказать, что помощь приходит из Европы, особенно — Франции. Одним словом, чтобы остаться в истории, надо, чтобы фильмы были произведениями искусства.

— Когда мы говорим о продюсерах, первое что приходит в голову – это человек, который ищет спонсора. Но во всем мире продюсер – это основное лицо, без которого фильм просто невозможен.

— Найти спонсора для фильма – одна из обязанностей продюсера. Помимо этого, продюсер организовывает процесс съемок, оказывает помощь и поддержку работе режиссера и в творческом плане. Можно сказать, что продюсер должен быть своего рода нянькой фильма. Он должен беречь фильм, опекать его.

Продюсер Теймур Гаджиев

— В большинстве азербайджанских фильмов режиссер и продюсер – это один и тот же человек. А можно ли найти в Азербайджане настоящих профессиональных продюсеров?

— В азербайджанском кинематографе очень много чего не соответствует мировым стандартам. Профессиональных продюсеров тоже нет. Я сам режиссер, но потому, что профессиональных продюсеров нет, был вынужден сам заняться этим делом. Вот когда у нас появятся настоящие продюсеры, тогда и я спокойно займусь своей режиссерской деятельностью.

Немаловажный нюанс – знание языков. Продюсер должен хорошо знать английский язык. Но у нас нет продюсеров, владеющих иностранными языками, которые могли бы принимать участие в известных фестивалях, мастер-классах, и даже мог продавать сценарии или фильмы. У нас нет членов в международных продюсерских организациях. Одним словом, профессиональных продюсеров у нас нет.

— Как вы попали на Каннский кинофестиваль?

Азербайджанец предотвратил драку на Первом канале

— В первый раз режиссер Эльмар Иманов снял с министерством налогов пять короткометражных фильмов. Он объединил пять из них и отправил на Каннский кинофестиваль. Первым фильмом, который я продюсировал, стал "Разрушенный" (Torn). В мае этого года мы отправимся в Канны со сценарием нового фильма. Вообще, за рубежом таких фестивалей много, но у нас их нет, хотя они нам нужны. Они важны для развития киноискусства. На международных мероприятиях меня часто спрашивают: "У вас проводятся грандиозные мероприятия, вы нефтяная страна, так почему же кино у вас в таком плачевном состоянии?" Я не могу ответить на этот вопрос.

— О чем повествует фильм, сценарий которого вы везете в Канны?

— Фильм повествует о жизни мастера по ремонту крыш. После некоторых событий, произошедших в семье, жизнь человека меняется, и происходят события, которые отражают наши сегодняшние реалии. Мы едем в Канны с проектом, у нас есть режиссер, продюсер и даже оператор. Просто нет компании, которая бы нас профинансировала. На своих уже не надеемся, надежды только на иностранцев.

Рауф Гурбаналиев назвал проблемы, мешающие развитию азербайджанского кинематографа >>

— Почему не выделяются деньги на короткометражные фильмы?

— Потому что спонсоров в Азербайджане интересует только одно – получить с фильма доход в пять раз больше вложенных в него средств. Качество фильма спонсора не волнует.

Отметим, что проект Ателье программы "Синефондасьон" (The Cinefondations Atelier) в рамках Каннского международного кинофестиваля был создан в 2005 году с целью поддержки новаторских идей в кино и появления нового поколения кинематографистов. Эта программа дает участникам возможности для поиска международного продюсирования своих работ, ускоряя таким образом процесс создания фильма. Каждый участник программы сможет встретиться с потенциальными партнерами, чья помощь необходима для завершения проекта и перехода непосредственно к съемкам.