Новости

От транзита грузов в Иран Армении могут достаться только крохи

Принятые азербайджанским правительством меры по созданию региональной транспортной инфраструктуры перевешивают бесконечные переговоры о возможной роли Армении в транзите иранских грузов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 16 мар — Sputnik, Фуад Ализаде. Армения и Азербайджан в настоящее время ведут бескомпромиссную борьбу за право быть ведущей транзитной страной в регионе — в том числе для перевозок грузов из европейских стран в направлении Ирана и далее на юг.

Впрочем, попытки Армении привлечь иранские грузы по создаваемому транспортному коридору "Юг-Запад" выглядят довольно тщетными. Достаточно вспомнить провал армянского правительства при выборе разработчика технико-экономического обоснования проекта железной дороги "Армения–Иран", не говоря уже о самом строительстве.

Транспортное агентство готовит праздничный подарок жителям ряда поселков Баку

Напомним, что министерство транспорта, связи и информационных технологий Армении девятого ноября 2017 года распространило заявление, что в 2012 году армянское правительство заключило с частной иностранной компанией "РАСИЯ ФЗЕ" концессионный договор. Им было предусмотрено строительство железной дороги протяженностью 316 километров от города Гавар в направлении южной границы Армении – города Мегри, которая присоединится к имеющейся центральной железнодорожной системе Республики Армения.

Нефть — от ста болезней: чем Азербайджан поразил в Москве туристов >>

Согласно концессионному договору, для осуществления технико-экономического обоснования программы, финансирования, строительства и эксплуатации программы предусмотрены конкретные сроки. Правительство Армении очень терпеливо относилось к "РАСИЯ ФЗЕ", тем не менее компанией периодически нарушались и сроки, и осуществление других обязанностей, установленных договором. Исходя из вышеизложенного и стратегического значения проекта, армянское правительство прилагает все усилия для осуществления строительства железной дороги без "РАСИЯ ФЗЕ".

О чем договорились главы МИД Азербайджана, Турции, Грузии и Ирана в Баку

Отметим, что правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран-Армения. Стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов, протяженность составит 316 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 миллионов тонн в год. Но до сих пор нет никаких сведений об иностранных инвесторах, желающих профинансировать проект, а правительство Армении за счет собственных средств не построило и километра железной дороги.

Мелкие бюрократы создают помехи государственной стратегии >>

Впрочем, Армения не теряет надежды начать перевозку грузов в направлении Ирана, и на прошедшем недавно в Ереване XIII заседании межправительственной комиссии по коридору TRACECA (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия") министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваган Мартиросян провел переговоры с заместителем министра инфраструктуры Украины Виктором Довганем. Как отмечают армянские СМИ, Мартиросян подчеркнул особенности украино-иранского транспортного коридора и важность организации мультимодальных перевозок по всей Армении. При этом стороны выразили готовность обсудить возможные проекты, связанные с указанным коридором.

Однако, пока Армения с Украиной готовятся начать обсуждения планируемых проектов коридора "Юг-Запад", Азербайджан уже реализовал проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, посредством которой Иран готов перевозить грузы в направлении Турции и европейских стран.

Еще меньше нефти: Азербайджан перевыполнил обязательства по "заморозке"

Азербайджан закрепляет свой успех как важного транспортного узла региона и в рамках МТК "Север-Юг", где уже завершен первый этап работ по соединению азербайджанских и иранских железных дорог — на участке Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Кстати, пробный проезд с грузом древесины из России в направлении Астара (Иран) уже по этой смычке прошел.

Официальная церемония открытия нового участка железной дороги Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) ожидается в конце текущего месяца, в рамках визита президента Ирана Хасана Роухани в Азербайджан.

Технологию блокчейн будут использовать в бакинском морском порту >>

Также региональные железнодорожные проекты Азербайджана находятся под пристальным вниманием стран Запада. К примеру, на днях в столице Польши Варшаве прошло собрание Координационного комитета по развитию МТК "Юг-Запад", отмечается в сообщении ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД).

В мероприятии приняли участие делегации железнодорожных компаний Азербайджана, Ирана, Грузии и Украины, с которыми были обсуждены стратегические вопросы, в том числе вопрос снижения ставок по перевозке грузов в вагонах и контейнерах для подвижного состава по маршруту "Юг-Запад" на 2018 год, а также пропуск первого тестового контейнерного поезда (блок-поезда) по маршруту Славкув (Польша) — Астара (Иран).

Азербайджан и Иран запускают совместное производство автомобилей

На встрече рассмотрены предложенные азербайджанской и иранской сторонами тарифные условия на грузоперевозки в Азербайджане и Иране, а также возможность предоставления партнерами из Украины и Грузии оптимизированных тарифов по перевозкам на черноморском отрезке данного транспортного коридора.

Стороны уверены, что обсуждаемые вопросы послужат развитию маршрута "Юг-Запад", росту его транзитного потенциала и привлечению сюда дополнительного объема грузов.

Как видим, Азербайджан является ключевым игроком МТК "Юг-Запад", тогда как о возможном участии Армении в транзите грузов пока ничто не говорит. Тем самым, Азербайджан рассчитывает привлечь значительные объемы железнодорожных грузов по иранскому направлению, в то время как Армения в лучшем случае может рассчитывать на эпизодические автомобильные перевозки в направлении Ирана.

Цифры врать не будут: иностранцев в Азербайджан тянет все больше >>

Международный транспортный коридор "Юг-Запад" рассчитан на перевозку грузов между Евросоюзом и Индией. Сроки доставки грузов в этом направлении по альтернативным маршрутам в настоящее время составляют 35-37 дней. А пролегающий через Иран, Азербайджан, Грузию и Украину коридор "Юг-Запад" позволит значительно сократить временные затраты. Срок доставки грузов по этому маршруту займет семь дней.

Отстающие