Новости

Ленточки на кладбищенских деревьях, или Как избавить людей от суеверий?

Веками люди приходят к древним святилищам, не переставая верить в их целительную силу, и не задумываются о том, что они порой могут скорее нанести вред, нежели чем-то помочь.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 21 янв — Sputnik. Долгие годы сотрудник комплекса Баратма-пири в Шекинском районе Мамед Сулейманов пытается отговорить посетителей святилища завязывать ленточки и куски материи на ветках деревьев, но мало кто прислушивается к его словам.

Многие паломники верят, что это святилище способно исцелить от разных болезней. И люди не могут избавиться от укоренившихся веками суеверий, рассказал Сулейманов в беседе с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан.

Отметим, что комплекс пира (святилища) включает в себя гробницу, мечети и кладбище. Надписи на каменных плитах, имеющихся на здании Мечети–Тюрбе, гласят, что в могиле похоронен Сеид Хаджи ага Мухаммед (примерно в 1596 – 1597 годах). Имя одного из его предков — Сеид Шейх Деде Мюрсел Шейх Бабарта. На протяжении веков это место очень почитается паломниками.

1 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района
2 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района
3 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района
4 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района
5 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района
6 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района
7 / 7
Святилище Баратма-пири в селе Джума Шекинского района

"Смотришь, вроде образованный человек пришел, а завязывает куски материи… Среди таких верующих женщин сравнительно больше", — говорит Сулейманов.

По его словам, на территории святилища растут столетние каркасные деревья, которые сами по себе уже становятся объектом поклонения. Некоторые даже собирают семена дерева и едят их.

Парапсихолог: не развешивайте в доме фотографии мертвых, иначе...

Сулейманов рассказал, как однажды в пир пришла молодая женщина, которая собрала с земли семена каркаса и начала есть. На его вопрос, почему она это делает, женщина ответила, что страдает от бесплодия и пришла сюда по совету знакомых. Ей сказали, что если поесть семена каркаса в этом пире, бог даст ей ребенка: "И я начал ей объяснять, что многие похороненные здесь люди умерли от холеры, чумы и сибирской язвы. Земля все впитывает, а есть эти семена вредно с медицинской точки зрения, и грех – с религиозной".

Историк Меджид Мехрани рассказал в беседе со Sputnik Азербайджан, что история верований в такие пиры уходит вглубь веков.

"Обычай завязывать на ветках деревьев куски тканей уходит корнями в тысячелетия. Кода люди приходили в места, куда еще не ступала нога человека, они обязательно привязывали что-нибудь на деревья, либо писали что-то на камнях и скалах – на память", — сказал ученый.

Со временем люди продолжали приходить на то же самое место и оставляли на дереве что-то на память.

"В наше время нередко можно встретить места, где произошла авария и погибли люди, а близкие и друзья приносят цветы и оставляют памятные надписи. Тем самым они словно пытаются найти в этом какое-то утешение", — отметил Мехрани.

Он также отметил, что к исламу все это не имеет никакого отношения. В глубокой древности люди поклонялись тотемам, идолам. Если где-то росло особенное дерево, люди воспринимали это как чудо и поклонялись ему.

"Сейчас люди верят в единого бога, но опять же подсознательно склоняются к многобожию. Просят помощи у деревьев и могил", — считает Мехрани.

К тому же он считает, что ряд лиц используют эту склонность некоторых людей в корыстных целях. А избавиться от этого непросто — чтобы суеверия стерлись из сознания людей, должны пройти века, уверен историк.