БАКУ, 5 янв — Sputnik. Система теплоснабжения столицы нуждается в принципиальных реформах и крупных инвестициях — на уровне миллиарда долларов, привлечь которые можно приватизацией и последующим ростом тарифов. Путь непопулярный, но проблему "холодных домов" необходимо решать.
Практика организации централизованного отопления в домах на территории города Баку по большей части не оправдала себя потому, что там имеются серьезные недостатки как по административной части (нехватка соответствующих навыков управления), так и по технической, заявил Sputnik Азербайджан доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов.
Ранее в своем выступлении на прениях по бюджету-2018 депутат Милли Меджлиса АР Фуад Мурадов выразил недовольство деятельностью ОАО Azəristiliktəchizat. По его словам, в Хатаинском районе есть проблемы с теплоснабжением некоторых общежитий, также трудности в обеспечении населения теплом создают долги ОАО перед Azəriqaz. В связи с этим депутат выступил с предложением о приватизации Azəristiliktəchizat.
По словам Мамедова, деятельность компании, обеспечивающей функционирование сети теплоснабжения в Баку и, в частности, менеджмента ОАО Azəristiliktəchizat, оставляет желать лучшего и вызывает определенные вопросы.
"Сегодня приходится констатировать, что организация системы теплоснабжения в городе не соответствует тем параметрам, которые приняты в мировой практике", — подчеркнул Мамедов.
До 2020 года в азербайджанских домах будет "каменный век"
Как правило, в других странах в данной системе приняты два принципиально отличающихся друг от друга подхода, отметил эксперт.
Первый — это формирование мощных государственных унитарных предприятий, которые полностью организуют всю работу в данной сфере. Но в этом случае необходимо организовать строжайший государственный контроль над деятельностью подобных централизованных предприятий, так как существует угроза того, что менеджмент данных структур не будет функционировать полноценно и в соответствии с потребностями абонентов.
Второй подход чаще применяется в условиях рыночной экономики, и заключается в децентрализации системы теплоснабжения, а значит, формировании достаточно большого числа конкурирующих компаний.
"В условиях современного Азербайджана формирование рыночных отношений, конечно, наиболее оптимальный путь. На сегодняшний день допустимо принять вторую схему — децентрализацию и приватизацию предприятий, функционирующих в системе теплоснабжения", — отметил доктор экономических наук.
Однако, по его мнению, если сейчас незамедлительно перейти к приватизации, разгосударствлению, децентрализации данного сектора, это обязательно приведет к резкому увеличению тарифов на услуги теплоснабжения, что является крайне нежелательным шагом в социальном плане. Самым оптимальным вариантом является формирование государственно-частного партнерства: создание управляющих компаний, которые будут регулировать систему жилищно-коммунального хозяйства.
"Без государственно-частного партнерства в ближайшие годы в этой сфере обойтись будет невозможно, потому что существуют достаточно большие социальные группы, для которых рыночные тарифы на услуги теплоснабжения будут неприемлемы. В этих условиях государству придется организовать дополнительно систему мероприятий по социальному обеспечению данного параметра", — уточнил Мамедов.
Касаясь вопроса установки в частном порядке так называемых систем "комби" и отказа таким образом от централизованной сети, эксперт заметил, что данный вопрос требует законодательного регулирования. На сегодняшний день оптимальной законодательной базы в этом направлении нет, вместе с тем, потребители имеют право, в том числе на получение коммунальных услуг на соответствующем качественном уровне.
Мать четверых детей собирается искупать их в доме президента SOCAR
"Потребители имеют право на свои индивидуальные решения, в том числе создавая свои автономные точки теплоснабжения, те же пресловутые "комби", и это право подкрепляется тем, что альтернативные, более выгодные варианты организации теплоснабжения гражданам не предлагаются. Условия будет диктовать рынок и, конечно, потребители будут отдавать предпочтение организации теплоснабжения сетью управляющих компаний. Но менеджмент и технические параметры существующих сегодня предприятий теплоцентрали не позволяют говорить о том, что в ближайшее время по городу может быть сформирована реальная действующая сеть", — подчеркнул Мамедов.
По его словам, проблема теплоснабжения требует комплексного решения и без участия государства в этой сфере обойтись в ближайшее время будет просто невозможно.
Конечно, миссию по установке счетчиков подачи тепла должны взять на себя предприятия.
"Но в тех сферах, где предприятия ожидаются нерентабельными, государство должно применить определенные субсидии, а там, где заведомо можно ожидать, что ближайшие годы это все окупится и предприятие будет высокорентабельным, возложить эти функции на сами предприятия. Поэтому необходимо создание соответствующих рабочих групп для проведения мониторинга и по зональному, и по социальному признакам, и постепенно привлекать к решению вопросов подачи тепла частные компании", — отметил профессор.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в стране нет таких специализированных компаний с техническим персоналом надлежащего уровня и, соответственно, трудно будет обойтись без участия зарубежных компаний.
"Приход иностранных предприятий и их соперничество, безусловно, положительно повлияют на конкурентную среду на этом рынке. Это может постепенно привести к ожидаемым результатам в оптимизации системы теплоснабжения в республике", — подчеркнул Мамедов.
По его словам, на первом этапе перемены потребуют достаточно серьезных инвестиций, здесь будет необходимо участие и государства, и частного сектора.
"Считаю, что на данные мероприятия необходимо направить свыше одного миллиарда долларов, потому что действительно в этой сфере существует огромное поле для инвестиционной деятельности и для формирования соответствующей технической инфраструктуры. Вместе с тем, не стоит опасаться столь внушительной цифры: если менеджмент будет организован на соответствующем уровне, в течение небольшого периода эти расходы будут окупаться", — считает экономист.
В соответствии с распоряжением президента Азербайджана "О совершенствовании управления системой теплоснабжения" от 8 июня 2005 года было создано Открытое акционерное общество (ОАО) Azəristiliktəchizat ("Азертеплоснабжение").
Структура ОАО, по последним данным, состоит из центрального аппарата, двух закрытых акционерных обществ, 22 эксплуатационных участков в Баку, 51 эксплуатационного участка в регионах, 870 километров эксплуатационных магистральных и дворовых теплосетей, двух дожимных станций, машинного парка и других инженерных теплокоммуникаций.