06:18 24 Июля 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • EUR2.0009
  • RUB0.0231
ТЕХНОЛОГИИ
Получить короткую ссылку
73830

В Азербайджане популярны компьютерные и мобильные игры любых жанров, начиная от аркад и заканчивая стратегиями.

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

В нашей стране очень много талантливых ребят, которые создают не только настольные, но и компьютерные игры. Один из них — Фарид Ахвердиев, создатель первой национальной компьютерной игры — побеседовал со Sputnik Азербайджан на эту актуальную тему.

- Фарид, насколько популярны в нашей стране компьютерные игры и в основном на какие игры есть спрос?

— Еще в недалеком прошлом, всего десять лет назад, существовали только настольные компьютеры и ноутбуки, которые были относительно дороги, и соответственно круг играющих в компьютерные игры был заметно ограничен. Сегодня, когда у каждого школьника есть смартфон или планшет, появились разнообразные и удобные игровые приставки. Сейчас в компьютерные игры играют все — от ребенка до лиц пожилого возраста.

Что касается жанра компьютерных игр, то сегодня в Азербайджане популярны компьютерные и мобильные игры любых жанров, начиная от аркад и заканчивая стратегиями, хотя раньше в нашей стране в основном был спрос на игры в жанре экшн и гонок. Также с каждым годом растет количество геймеров, то есть лиц, кто регулярно играет в сложные компьютерные игры.

- Больше пользы или вреда от этих игр?

— Это очень сложный вопрос, даже тема отдельной книги или диссертации. Все зависит от возраста играющего, от количества часов, проведенных за играми, жанра и вида игры и так далее. Мнения многих ученых по поводу вреда или пользы компьютерных игр разнятся.

Например, это относится к элементам насилия и жестокости в играх. Одни психологи говорят, что убив монстров в DOOM, геймер может выйти на улицу и продолжать творить насилие в реале. Другие же считают, что игры гасят подростковую агрессию и в чем-то даже полезны. Я бы сказал, что самая отрицательная сторона компьютерных игр — это синдром привыкания, порой люди, особенно молодежь, тратят очень много времени на них. Существуют современные рекомендации ВОЗ о том, что перед оснащенными экраном устройствами следует проводить менее двух часов в день, в противном случае возрастает риск таких заболеваний, как ожирение, болезни глаз, слуха, рук, позвоночника и так далее.

В то же время есть сотни научных исследований, которые свидетельствуют о пользе компьютерных игр. Сегодня компьютерные игры лечат депрессию, старческое слабоумие, некоторые зрительные и двигательные нарушения. Есть исследования, что они улучшают пространственную навигацию, стратегическое планирование, развивают рабочую память. Полчаса в день, посвященные игре, например, такой как Super Mario, могут повысить количество серого вещества в мозге.

Приведу еще два очень интересных, доказанных научно примера: игра в снежки (особенно в виртуальном шлеме) уменьшает боль при ожоге на 50% (а это для обожженного очень большое облегчение), и ученые из Университета Магкилла доказали, что игра в "Тетрис" помогает избавиться от "ленивого" глаза (амблиопии).

- Вы являетесь одним из первых, кто разработал компьютерную игру в нашей стране, с чего все началось?

— Общеизвестно, что компьютерные игры, которые становятся блокбастерами, создаются командами, в которые входит до сотни профессионалов и с бюджетом в миллионы долларов. Конечно, я это знал, но мне было обидно, что в Азербайджане не создаются свои электронные игры. Поэтому, еще будучи школьником, я решил создать первую компьютерную игру, и выбрал для этого актуальную карабахскую тематику.

Было очень сложно, так как у меня не было ни компьютерного, ни программистского образования. Также вокруг не было тех, кто бы разбирался в игровых технологиях, и мне пришлось всему учиться самому, совершая большое количество ошибок и учась на них. Наконец, сделав так называемую "любительскую поделку", я набрался смелости и поместил прототип игры в Интернете под названием "Qarabaq wars", позже я нашел в сети таких же как я любителей-разработчиков, основал компанию Azdimension, и мы создали первую полноценную компьютерную игру в Азербайджане, которую назвали "İşgal Altında. Şuşa" ("Под оккупацией. Шуша").

Конечно, она была еще далека от настоящего качества, проблемы возникали в графическом дизайне, в моделировании, в создании эффектов и, наконец, в анимации. Естественно, расходы на компьютерное оборудование и программы шли из собственного кармана, точнее, из кармана родителей, так как большинство членов команды являлись студентами. Позже министерство молодежи и спорта узнало о нашей игре и профинансировало следующую серию игр про Карабахскую войну — "İşgal Altında. Agdam" ("Под оккупацией. Агдам") и "İşgal Altında. Qisas" ("Под оккупацией. Месть").

- Каковы особенности ваших игр и что их отличает от зарубежных аналогов? Чего в них недостает?

— Действие игр серии "Под оккупацией" происходит в Азербайджане — в городах Шуша и Агдам. В наших играх мы постарались максимально точно воспроизвести облик этих городов, точнее того, что от них осталось. Как известно, сегодня город Агдам весь лежит в руинах, но довоенный Агдам был воспроизведен нами максимально точно по старым фотографиям и видео. Используя карты Google, даже соблюдались реальные пропорции города. В городе Шуша мы воспроизвели некоторые исторические объекты, например, такие как Шушинская крепость и мечеть Гевхар-аги.

Другие наши "фишки" — это использование азербайджанского оружия, музыка, написанная азербайджанскими композиторами специально для нас; использование трех языков, энциклопедия исторических памятников Шуши и Агдама и так далее.

Если сравнивать наши игры с самыми лучшими зарубежными, то у нас более короткие игры, не везде качественная графика, недостаточная оптимизация, слабая анимация персонажей…

Понятно, что это связано с недостаточным бюджетом и опытом наших сотрудников. В среднем, качественный проект в России и Украине стоит около 500 тысяч долларов. На Западе же цена проекта может доходить до 4-5 миллионов долларов. Там же до 80% затрат приходится на оплату труда дорогих специалистов. Отсюда и высокая стоимость разработки: над одним масштабным проектом в среднем работает команда из 30-50 специалистов, плюс на различных стадиях привлекаются дополнительные люди.

Но, несмотря на имеющиеся трудности, я уверен, что растущее качество наших игр и приобретаемый командой Azdimension опыт скоро приведут к созданию действительно качественных игровых продуктов.

- Много ли таких разработчиков игр в Азербайджане? Это прибыльное дело в наше время или как?

— С каждым годом в Азербайджане становится все больше разработчиков игр. В основном они создают игры для мобильных платформ — планшетов и смартфонов. Недавно в Азербайджане появились небольшие игры с использованием виртуальной и дополненной реальности. Я рад, что количество таких разработчиков растет, но я бы хотел предостеречь всех тех, кто хочет заниматься игростроением. Выбрав это направление, вы должны знать, что создание игр — достаточно трудная и специфическая отрасль, которую надо любить, в противном случае работать тут бессмысленно. Так же, как кино снимают люди, которые любят кино, а театральные актеры должны любить театр, и музыканты — любить музыку.

И надо понять, что создавая игру в течение нескольких месяцев, а то и лет, разработчики рискуют многим. Во-первых, игра может "не пойти" и не быть принятой игроками. Во-вторых, технологии и графика могут устареть. В-третьих, существуют миллионы мобильных игр, и где гарантия, что ее "увидят" и скачают. Ведь недаром крупными игровыми компаниями половина бюджета игры направляется на рекламу и ее продвижение. Это как стартап, то есть выживает каждый десятый, а то и сотый проект. И это как кинофильм, который проваливается в прокате, и часто неожиданно для их создателей…

Поэтому еще раз повторяю, делая игру, в первую очередь надо думать не о прибыли, а просто вкладывать в нее всю свою душу, и в зависимости от твоего вклада можно ожидать материальную выгоду. В общем, молочных рек и кисельных берегов в игровой индустрии нет, процесс работы достаточно напряженный и результат довольно непредсказуемый. Ежегодно в мире создается до пяти тысяч больших компьютерных игр, из которых только несколько сотен становятся коммерчески успешными и появляются на полках магазинов. Всю же кассу, как и в кинобизнесе, делает топ-10. Понятно, почему все разработчики и издатели игр стремятся сделать хит, но мало кому это удается.

По моему мнению, основными причинами, ограничивающими развитие компьютерной игровой индустрии в Азербайджане, является отсутствие программистов и дизайнеров, имеющих знания и опыт в разработке компьютерных игр, низкая доходность при затрате больших усилий и времени, отсутствие игровых издателей, которые бы инвестировали деньги в создание игр и их продвижение.

Но радует тот факт, что наше правительство в лице министерства молодежи и спорта и Фонда развития информационных технологий при министерстве связи и высоких технологий, в рамках развития ненефтяного сектора и инновационных технологий в последние годы выделяют гранты на создание компьютерных игр.

- Есть ли вообще спрос на игры, созданные местными создателями?

— Я не могу судить о работах других местных разработчиков, и поэтому приведу примеры спроса на игры нашей компании. С каждым годом помимо роста популярности компьютерных игр, растет и популярность наших продуктов. Если еще пять лет назад нашу игру скачивали тысячи геймеров, то недавно, когда мы выпустили третью часть нашей серии про карабахскую войну, только в день ее выхода на наш сайт зашло больше тысячи человек, и за неделю трейлер игры просмотрели десятки тысяч людей.

В целом, наши игры скачали более сотни тысяч геймеров из многих стран, больше всего из Азербайджана, Турции, Ирана и России. И наконец, приведу такой факт, что на последней компьютерной выставке Bakutel перед стендами местных разработчиков компьютерных игр всегда было много народа.

По теме

"Шуша под оккупацией. Месть" - игра не только ради удовольствия
Теги:
Программирование, "Шуша под оккупацией. Месть", Компьютерные игры, Игры, Разработка, Azdimension, Фарид Ахвердиев, Азербайджан

Главные темы

Орбита Sputnik