Новости

Этика "for Kids" заинтересовала многих родителей в Азербайджане

© Photo : Gunel IbrahimГюнель Ибрагим, руководитель Академии Этики
Гюнель Ибрагим, руководитель Академии Этики - Sputnik Азербайджан
Подписаться
На уроках этики дети учатся, как правильно возражать, формулировать мысль, развивать свой характер: в определенной степени можно сказать, что там готовятся маленькие менеджеры, отмечает общественный деятель.

Этическое поведение – одна из важных составляющих личного успеха, и требует системного подхода. О том, как совместить красоту мыслей с качеством мышления, а также необходимости создания свода правил азербайджанской этики, в интервью Sputnik рассказала руководитель "Академии этики", созданной при неправительственной Организации интеграции молодежи Азербайджана в Европу (AGAT), Гюнель Ибрагим.

– Расскажите подробнее о деятельности вашей организации.

– Нашей неправительственной организации уже восемь лет. За эти годы мы успели реализовать в Азербайджане немало европейских программ, а также представляли нашу страну в Европе. Наша целевая группа – люди в возрасте от 16 до 35 лет.

С 2011 года мы вступили в рабочую группу Президента по работе с молодежью, участвовали в таких проектах, как открытие Фонда молодежи при Президенте АР, других проектах, развивающих молодежь.

В настоящее время во всем мире существует практика привлечения как материальных, так и человеческих ресурсов для существования и развития организации, которая называется фандрайзинг. Это могут быть любые ресурсы – денежные средства, пожертвования от добровольцев или благотворителей, которые затем идут на проекты по человеческому развитию, бесприбыльные, или реализуемые как поддержка социально уязвимым слоям населения.

Департамент фандрайзинга есть практически у каждой организации. Прежде я работала в отделении Красного креста и полумесяца в Азербайджане, возглавляла этот самый департамент. В этой организации я получила прекрасный опыт правильного привлечения и распоряжения ресурсами для того, чтобы организация могла функционировать и осуществлять не платные проекты.

Для того, чтобы проект стал работать, с одной стороны, необходимо вовлечение человеческих ресурсов, то есть волонтеров, с другой стороны – спонсоров, которые готовы вкладывать свои средства в развитие проекта. Также ежегодно государство выделяет гранты на проекты тех организаций, которые сумели правильно сформулировать, составить план и представить свой проект.

В организации AGAT я возглавляю эту часть работы. Согласно международному и азербайджанскому законодательству, мы имеем право организовывать и проводить разного рода курсы с тем, чтобы направлять полученные средства на развитие деятельности молодежи нашей страны. Для малоимущих людей мы проводим курсы бесплатно.

Пользуясь этим правом, мы открываем курсы, которые люди в состоянии оплачивать, то есть мы устанавливаем на них минимальные цены, и все полученные средства направляем на развитие деятельности молодежи, а также помогаем малоимущим семьям. Одно из сегодняшних направлений нашей деятельности, можно сказать, ее десятая часть – это этика "for Kids", то есть этика для детей.

– Что Вы можете сказать о самих курсах по этике?

– Прежде всего, хотелось бы отметить, что все это время мы организовали на основе наших принципов кружки и курсы, и никогда не преследовали каких-то личных интересов, любые амбиции нам чужды, наша единственная цель – обучение подрастающего поколения. Я сама лично участвовала в презентациях, проводимых в школах, и было очень приятно видеть заинтересованность со стороны родителей, которые вызывались приводить своих детей на развивающие занятия.

Снос домов. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
В Гарадаге выселяют жильцов камышовых и деревянных домов

Проект "Этика для детей" – одно из направлений деятельности нашей организации. Изначально в рамках проекта летом мы в своих аудиториях проводили уроки для детей. В какой-то момент мы даже хотели приостановить занятия, но не смогли это сделать, так как увидели большой интерес среди родителей к этикету, прежде всего как инструменту не воспитания, а развития личности. На таких уроках дети учатся, как правильно возражать, формулировать мысль, развивать свой характер. В определенной степени можно сказать, что там готовятся маленькие менеджеры. Увидев такой отклик на эти занятия, мы обратились с в Министерство образования с предложением организовать такие кружки в школах. Конечно же, мы не имеем право "входить" в обязательную школьную программу, поэтому попросили разрешения вести кружки после уроков. Классные часы мы, тем самым, не занимали и проводили занятия исключительно после окончания уроков.

Для начала мы организовали презентацию в школах, которая длилась недолго – в течение 15-20 минут, с тем, чтобы все желающие, прежде всего родители, смогли ознакомиться с сутью этих курсов и решить, нужны ли они их детям.

Курсы заинтересовали многих родителей, они обращались к нам с вопросом, когда можно приступить к занятиям.  В будущем, конечно же, мы бы хотели проводить их бесплатно. Сейчас же плата за занятия намного ниже тех, которые существуют у нас в стране во всех кружках. При этом, наша организация располагает хорошими специалистами-лекторами, среди них историки, врачи, менеджеры.

– Как отбираются преподаватели  для этих уроков? Должны ли они иметь профессиональное педагогическое образование?

– Занятия ведут люди, которые уже добились успеха в своей жизни, в разных отраслях, эффективно участвовали в каких-то важных проектах. Этим людям есть что рассказать подрастающему поколению, в том числе, объяснить, как важен этикет для достижения успеха. В течение трех-четырех месяцев люди, обладающие хорошими данными и знаниями языков, обучаются и совершенствуют свои знания в области этики, правильной передачи информации, после чего получают право стать спикером в кружках по этикету.

Отмечу, что всего 30% нашей деятельности направлены на привлечение ресурсов, а 70% — на то, чтобы раздавать их. Я потратила два года на то, чтобы собрать и подготовить 80 тренеров для курсов. В настоящее время мы готовим еще несколько новых педагогов. Следует отметить, что занятия в академии проводятся по схеме коучинга, который применяется во многих странах. Коучинговая система предполагает возможность за пять минут создать необходимую аудиторию, привлечь "неподдающегося" слушателя. Опыт данной системы передачи информации мы переняли из-за рубежа.

Сегодня школьники хотят брать пример с успешных людей, поэтому мы направляем к ним тех, кому есть что им рассказать: как правильно возражать, как строить алгоритм речи. Да, я считаю, что и родители — дома, а учителя —  в школе, должны учить детей этикету. Но мы преподносим этикет как инструмент работы, чтобы они выросли и стали успешными.

Виктор Самарин, ветеран Гостелерадио, политический обозреватель МИА - Sputnik Азербайджан
Доброта и готовность помочь людям – вот что отличало Юрия Левитана

Мы используем британскую модель мотивации молодежи, учим, например, как претворить идею в жизнь, как правильно написать проект, деловое письмо, участвовать в соревнованиях, какие этапы нужно пройти, чтобы поступить в университет за рубежом, как развиваться и сделать безграничными свои возможности.

Таким образом, мы являемся школой личностного развития. Только за последний год мы подключились к работе с детьми в категории от 6 до 16 лет, а раньше наша целевая группа была с 16 до 35 лет. Именно потому, что мы уже несколько лет проводим такие проекты, нам была оказана честь войти в группу по работе с подрастающим поколением.

– На подготовку тренеров отводится, Вы сказали, 3-4 месяца. Какая методика используется, чтобы получить тренера надлежащей квалификации?

— Я уже отмечала, что мы работаем по коучинговой системе, давно признанной во всем мире, как одна из наиболее эффективных. Мы основываемся на программе Британского института экономического менеджмента. Тренинг и коучинговая система – это просто эффективный путь передачи информации, которому мы научились и применяем. Но для этого подходит не каждый человек.

Отбор тренеров проходит в три этапа. На первом этапе те, кто хочет быть лектором по этикету, разумеется, должны пройти соответствие по внешности, кроме того, кандидат обязан обладать высшим образованием, иметь хорошие языковые навыки и постоянное место работы, то есть утвердиться в жизни. Тогда он переходит на второй этап, где методом партизанского маркетинга проверяется, как он себя ведет в различных ситуациях, проверяются его моральные качества. Оттуда претендент проходит первые занятия в коучинговой системе, где мы смотрим, как он выступает перед аудиторией, и уже на этом этапе над ним работают эффективные ораторы и тренеры. Тренер должен иметь подход к своим ученикам, обязательно их мотивируя, на успех и веру в себя – и эта мотивация должна исходить от человека, который сам уже добился успеха. Так что первый обязательный фактор – это энергетика и успех самого преподавателя. Случайных людей там не может быть.

– Планируете ли Вы в будущем начать работать со школьниками в другом направлении, к примеру, предлагать услуги психолога?

– За последние месяцы я обошла два десятка школ, встречалась с тысячами родителей, многие из которых хотели, чтобы мы предоставили психологов для занятий с детьми. Однако то, что мы предлагаем сейчас – это подходит всем детям, психологи же адресованы только детям, которые нуждаются в поддержке. Мы хотим провести четкую границу между этикетом и психологией, психологи занимаются с проблемными детьми. А хороший ребенок, из благополучной семьи, нуждается только в том, чтобы направить его по верному пути в развитии. Но я согласна, что психологи должны быть во всех школах.

– Испытывали ли Вы трудности во время разработки программы по этике для школьников? Кажется, проект должен был увидеть свет несколько ранее…

Комар - Sputnik Азербайджан
Генно-модифицированные комары не смогут истребить вирус Зика

— Увидев летом большой интерес к этой теме, и убедившись, что мы можем предложить родителям и молодежи востребованный продукт, мы планировали начать работу с сентября-октября. Когда все было готово, мы обратились в Минобразования, где наш проект прошел пристальную процедуру рассмотрения – что мы будем говорить слушателям лекций, какие будут использоваться тексты. Становление и утверждение проекта заняли время.

К сожалению, у нас нет своей национальной энциклопедии этики. Самая уязвимая часть работы состояла как раз в том, что у нас нет единой методики по этикету. Мы даже собрали по этой проблеме форум, на который пригласили государственных чиновников, омбудсмана Эльмиру Сулейманову, и попросили, чтобы была создана рабочая группа, которая в ближайшие 2-4 года создаст книгу по национальному этикету. Пока что нами используется британская программа, включающая стандарты этикета, приемлемые по всему миру. Конечно, в нее были добавлены наши, национальные требования этикета, например, семейного. Исходный материал тщательно изучался, рассчитывалось, какие модули могут быть использованы, какие лекторы и какая программа.

- У нас, как правило, хорошие идеи подхватывают и тиражируют все, кому ни лень. Не боитесь, что вслед за вами придут другие?

— Нет, я очень хочу этого, ведь уроки этики – это всего лишь один проект из десятка, которые на данный момент идут в Академии. В сфере личностного роста молодежи есть очень много других вопросов и проблем, которые мы изучаем и стараемся решить. Человек должен не только правильно изъяснять свои мысли, но и работать над качеством своих мыслей. Конечно, придут и другие программы развития, и надо учитывать тот момент, что внедрять их следует поэтапно. Мы очень хотели бы, чтобы во всех школах, во всех садиках, во всех университетах были отдельные кружки, очень современные, не надо говорить о старом, о том, что уже скучно, чтобы дети не засыпали, а также чтобы не брали жизненную информацию и руководства к действию от тех персонажей, которых мы не считаем примером.

Этикет должен быть современным, он должен быть стильным. Преподаватель должен очень красиво и модно выглядеть, чтобы дети хотели стать похожими на своего педагога. Все эти моменты должны учитываться, и я думаю, подобные курсы должны открываться повсеместно и всеми ориентированными на социум организациями. Такие курсы и кружки должнывестись каждый день, и быть бесплатными, и когда выбор будет за родителями, то тренеры будут еще сильнее биться за качество. В результате детям и молодежи будет предлагаться все самое лучшее – и этикет станет каждодневной нормой в нашей жизни.

Лента новостей
0