01:18 29 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
ЖИЗНЬ
Получить короткую ссылку
50530

Заведующий сектором "Ковроведение" НАНА, доктор исторических наук рассказал о проведенных в Азербайджане исследованиях, доказывающих, что карабахское ковроткачество является неотъемлемой частью азербайджанского ковроткачества.

БАКУ, 12 окт — Sputnik, Кямаля Алиева. Армения претендует не только на карабахские земли, но и на карабахские ковры. Однако, армянская сторона своими необоснованными утверждениями не может фальсифицировать историю карабахского ковроткачества, его связь с тюркизмом, отделить от его исторических корней.

Об этом в интервью Sputnik Азербайджан сказал заведующий сектором "Ковроведение" НАНА, доктор исторических наук, профессор Видади Мурадов.

Карабах, по его словам, с его природой, рельефом, климатом, подземными и надземными ресурсами, богатым историческим прошлым, образцами материальной и духовной культуры находится в центре внимания не только азербайджанского общества, но и всего мира, международного сообщества.

© Photo : Nasimi Babaev
Заведующий сектором "Ковроведение" НАНА, доктор исторических наук, профессор Видади Мурадов

Армения также претендует на карабахские ковры. Во всех изданных до сих пор книгах и журналах, публикациях как в местных, так и в зарубежных СМИ Азербайджан предъявлял веские аргументы армянам и их заступникам, которые выступают с пристрастными и ложными заявлениями, отметил Мурадов.

"Соответствующие отраслевые институты и структуры Национальной академии наук Азербайджана проделали важную работу для предотвращения попытки фальсифицировать историческое прошлое, завладеть культурными достижениями Азербайджана, в том числе Карабаха. В годы независимости, создав ценные работы по истории, географии, культуре, этнографии, истории религии, населения, кухне, фольклоре Карабаха, азербайджанские ученые внесли ценный вклад в борьбу нашего народа за целостность своих исторических земель, за Карабах. Этот процесс до сих пор успешно продолжается на уровне фундаментальных научных исследований", - сказал Мурадов.

Одним из основных направлений исследований сектора "Ковроведение", созданного в 2016 году, является изучение ковроткачества Карабаха. За время исследований собраны сведения о примерно 2000 ковроделах периода с конца XIX века до настоящего времени, 30 торговцах коврами, 40 красильщиках, 450 коврах и ковровых изделиях разных размеров, сотканных от середины XIX века до середины ХХ века. Ученым также удалось найти информацию о 500 ковроткацких пунктах Шушинского, Агдамского, Физулинского, Тертерского, Ханкендинского, Ходжалинского, Кельбаджарского, Джебраильского, Губадлинского, Агдеринского, Лачинского, Ходжавендского, Бейлаганского, Агджабединского, Бардинского, Зангиланского районов, осуществить фото- и видеосъемки.

© Photo : Courtesy of Vidadi Muradov
Карабахский ковер

Поскольку, по словам Мурадова, большая часть этих регионов находится под оккупацией Арменией, азербайджанские исследования охватили территории страны, где сейчас проживают вынужденные переселенцы. Результаты этих исследований еще раз доказали, что карабахское ковроткачество с его исторической основой, техническими показателями и художественными особенностями является неотъемлемой частью азербайджанского ковроткачества, это искусство было создано и развито местным тюркским населением Карабаха. Мурадов считает, что с такими наглядными материалами и исследованиями можно успешно противостоять армянской лжи и их безосновательным нападкам на карабахское ковроткачество.

"Если история компактного заселения армян в Карабахе уходит в середину XIX века, то что они могут предъявить азербайджанскому, в том числе карабахскому ковроткачеству, основные композиции которого были сформированы, а технические стандарты усовершенствованы уже к концу XVIII века? Когда армяне переселялись сюда, карабахские ковры с их неповторимыми узорами были массово представлены на мировых рынках, где осуществлялась торговля этими коврами и ковровыми изделиями", - отметил Мурадов.

Карабахские ковроделы, по его словам, ткали ковры по заказам из ближнего и дальнего зарубежья, и никому даже не приходило в голову опровергать их принадлежность Азербайджану, подходить к этому вопросу с подозрением.

© Photo : Courtesy of Vidadi Muradov
Карабахское ковроткачество было создано и развито местным тюркским населением Карабаха

"Азербайджанский ковер имеет четкие границы, системность, законченность, а его создание - дело сознания, идеологии. Это показатель особого таланта, способностей, начиная от подготовки сырья, до торговли и использования. Также неслучайны процесс крашение нитей, выбор рисунка, элемента, композиции, размера и формы азербайджанского ковра. Эта последовательность заключается в переносе на ковер элементов и печатей, отражающих наше национальное мышление, любовь, вкус, тюркизм", - сказал Мурадов.

Армянские ковроделы, по его словам, научились ткать ковры у искусных ковроделов Карабаха, ремонтировать их и торговать ими. Прежде всего это показывает благородство азербайджанского народа, но попытки Армении злоупотребить этим добрым отношением, присвоить наш ковер, недопустимы, считает Мурадов.

"Бороться за карабахский ковер - значит достойно защищать его и продолжать его производство. С этой точки зрения борьба азербайджанских ковроделов ни на один день не стихает даже в самом Карабахе, даже в период его 30-летней оккупации. Люди, испытавшие нелегкую судьбу, выпавшую на дол вынужденных переселенцев, смогли, как самую ценную память, вынести ковры из своих домов и сохранить их. Во время нашего исследования мы видели эти ковры и ковровые изделия. Несмотря на трудности, люди не продали их, а сохранили как память о родной земле", - сказал Мурадов.

© Photo : Courtesy of Vidadi Muradov
За время исследований собраны сведения о примерно 450 коврах и ковровых изделиях разных размеров, сотканных от середины XIX века до середины ХХ века

В настоящее время сотни карабахских женщин ткут ковры в ковроткацких мастерских, созданных азербайджанским государством в Агдаме, Физули, Тертере, а также в поселке, в котором проживают вынужденные переселенцы из Джебраильского района. Эти ковры экспортируются по всему миру под названием "Карабах. Азербайджан". Помимо всего этого, Мурадов отметил, что ведутся переговоры, обмен мнениями с международными ковровыми экспертами, мировыми музеями, известными коллекционерами и учеными о правильном наименовании ковров, принадлежащих Азербайджану, Карабаху.

"Наша цель - не запрещать ткать азербайджанские ковры. Быть мастером в ковроткачестве - тоже доля нашего народа, ковер - наше национальное достояние. Нас радует, что другие народы используют это достояние, учатся этой профессии. Наш мир развивается на основе обмена. Мы также используем достижения других народов, однако не присваиваем их. Мы считаем недопустимым присваивание другим народом или искажение в адресации любого ковра, сотканного азербайджанским узором", - отметил Мурадов.

По теме

Духовная пища - важнее: деятели культуры ответили всем противникам открытия музеев
Дорогостоящие ковры азербайджанца заинтересовали всемирно известный сайт
Итальянский коллекционер подарил музею в Баку старинный ковер
Музей ковра показал уникальный экспонат - фото
Теги:
Ковроткачество, история, Ковры, Нагорный Карабах

Главные темы

Орбита Sputnik