09:06 02 Июня 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
АНАЛИТИКА
Получить короткую ссылку
427650

Сейчас в Украине просто нет такого политического субъекта, который хотя бы минимально действовал исходя из фундаментальных интересов страны и необходимости планировать шаги государства на определенную перспективу, а не от транша к траншу, считает эксперт.

Верховная Рада Украины приняла закон, который с 1 июля 2021 года отменяет мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Этот мораторий в Украине действует почти 20 лет. За это время его продлевали десять раз. И только при Владимире Зеленском, вопреки общественному мнению, власти решились на опрометчивый шаг по его отмене. Почему это произошло?

Распродажа во время пандемии

Украина очень серьезно зависит от кредитных линий Международного валютного фонда (МВФ). Соответственно, их требования стране нужно выполнять. А базовым требованием Фонда является продажа земли. Поэтому 31 марта под покровом ночи этот закон протащили даже в нарушение регламента Верховной Рады.

Неизвестно, состоялось ли на самом деле персональное голосование, как это предусмотрено Конституцией, был ли реальный кворум. Можно, конечно, считать все это всего лишь техническими деталями. Тем не менее, они позволяют в случае необходимости оспорить отвергаемый обществом закон в судах. И "Оппозиционный блок" уже намерен это сделать.

Весьма симптоматично то обстоятельство, что пакет законов, который был принят в Украине по требованию МВФ для того, чтобы получить очередной транш, не мог быть реализован однопартийным большинством. Впервые в истории Украины президентом было сформировано моно-большинство. И, казалось бы, пожалуйста, принимай любые законы. Но, нет. За закон о продаже земли фракция "Слуги народа" дала только 206 из необходимых 226 голосов. В связи с этим возникла необходимость еще где-то добирать голоса, чтобы он был принят.

МИД Франции поблагодарил Азербайджан за дружеский жест >>

Недостающие голоса предоставила Зеленскому партия "Европейская солидарность". Таким образом, спустя год после разгромного проигрыша Петра Порошенко на выборах, мы увидели, как у экс-президента Украины появляется своеобразная "золотая акция" в таких спорных вопросах.

Реванш Порошенко и "партии войны"

При этом нельзя не связывать появление на политической карте Украины такой причудливой ситуативной коалиции действующего президента с условной "партией войны", которую, казалось бы, год назад Зеленский победил.

Нынешний президент и его политсила шли на выборы с миротворческой программой, и люди ожидали, что она будет реализована. Вместо этого украинский народ сейчас воочию наблюдает формирование ситуативной коалиции Зеленского и Порошенко, за которую властям еще придется дорого заплатить как в рейтингово-электоральном, так и в общем политическом плане.

С другой стороны, условная "партия войны", которая по большому счету является выразителем мнений агрессивного меньшинства, и без того обильно представлена на всех уровнях власти, включая офис президента и фракцию "Слуги народа" в Верховной Раде. Тем не менее, открытая синхронизация Зеленского с милитаристски настроенными "Европейской солидарностью" и "Голосом" выглядит вызывающе противоестественно и едва ли встретит понимание среди редеющих рядов его электората.

"Лекарство страшнее болезни": как COVID-19 влияет на риторику участников гонки в США >>

То, что "партия войны" согласилась предоставить президенту свои голоса для проведения земельной реформы, при всем желании сложно не связать со срывом очередного раунда переговоров по урегулированию ситуации на Донбассе. Украинские представители в трехсторонней контактной группе (ТКГ) 26 марта во время очередного раунда Минских консультаций по сути отошли даже от тех минимальных позиций, на которые прежде соглашались.

Украинская сторона по факту отказалась выполнять уже согласованный с ней в ходе Нормандского саммита в декабре 2019 года и на предыдущей Минской встрече 11 марта "минимум минимумов", включая очередной раунд обмена удерживаемыми лицами. И уж точно ни о каком полноценном разведении сил и средств на всей линии разграничения речи до сих пор не идет даже и близко.

В целом, мирный процесс пробуксовывает на уровне почти полной остановки каких-либо продвижений в направлении урегулирования.

Естественно, особый резонанс вызвала тема консультативного совета, которая открывала дорогу к прямым переговорам между Киевом, Донецком и Луганском. В Украине подняли шум по этому поводу, причем не только представители "Европейской солидарности", но и члены пропрезидентской фракции возвысили свой голос против прямых переговоров с Донбассом.

Если распадающемуся моно-большинству понадобится и впредь затыкать дыры на голосованиях по важным вопросам голосами фракции Порошенко и прочих милитаристски настроенных депутатских групп, то становится совсем непонятно, каким образом будет дальше продвигаться процесс мирного урегулирования по Донбассу.

Италия предупреждает: Европа может не пережить эпидемии >>

А этот процесс важен для Украины хотя бы потому, что без него просто невозможен выход из экономического тупика.

Экономическое самоубийство

Что мы имеем в сухом остатке? Прошел год после триумфального электорального шествия Зеленского и "Слуги народа". У него был полный карт-бланш на реализацию миротворческих инициатив и на сворачивание убийственных социально-экономических реформ по рецептам МВФ.

Вместо этого президент и его окружение не только пошли на почти открытый саботаж урегулирования ситуации на Донбассе, введение рынка земли, но даже в разгар пандемии коронавируса ввели в действие второй этап разрушительной медицинской реформы, предусматривающей "шоковую оптимизацию" учреждений здравоохранения и их дальнейшую коммерциализацию.

Для того чтобы протащить эти крайне непопулярные "реформы", Зеленскому пришлось уволить двух самых адекватных министров своего недавно назначенного правительства - Игоря Уманского (Минфин) и Илью Емца (Минздрав). Опять же - прибегнув при голосовании к услугам депутатов из других фракций.

Весь цинизм ситуации заключается в том, что на пике пандемии COVID-19, когда потребность в сильном и адекватном государстве как никогда велика, оно сбрасывает с себя социальные обязательства, сокращает медучреждения, медперсонал и в общем-то лишает миллионы украинцев доступа к полноценной медицине.

Все это опять же делается по требованию международных кредиторов. Едва ли хоть один рецепт МВФ или Всемирного банка за всю историю их существования привел к тому, что какая-то страна-реципиент в итоге получала в мире более конкурентные позиции, и чтобы хоть как-то улучшалась жизнь населения. Похоже, что "Исповедь экономического убийцы" Джона Перкинса до сих пор не перевели на украинский язык, а прочитать на русском этот мировой бестселлер о разрушительных для национальных экономик последствиях "помощи" глобальных кредитных организаций руководство Украины не может по "патриотическим" соображениям.

Маска под цвет платья: как защищаются мировые лидеры от вируса >>

Слишком агрессивная Россия, слишком коммунистический Китай

Кстати, практически все провалы своей политики в Украине уже давно научились списывать на северного соседа, который из вредности и коварства мешает "незалежной" успешно продвигаться по пути спасительной евроатлантической интеграции. При Порошенко такая незамысловатая схема работала, что называется, по всем фронтам (даже в том, что после Евромайдана в Киеве не открыли ни одной новой станции метрополитена, по его мнению, виновата "агрессия России").

При Зеленском линия на обвинение России во всех бедах ввиду своей универсальности была во многом продолжена. Логики и здравого смысла в бесконечном кивании на "северного соседа" не много, но не украинскому же чиновничеству нести бремя ответственности за прискорбное положение современной Украины в системе глобального разделения труда?

Хорошо. Допустим. Но почему тогда Украина не использует широкие возможности кредитования на азиатском рынке? Почему она не участвует в деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций? Хотя это, по сути, азиатский МВФ. Ведь она могла бы заместить там значительную часть долгов на более выгодных условиях.

То есть, можно объяснить поведение Украины себе во вред в вопросе Донбасса и других составляющих опасениями перед "коварством" России. Хотя это тоже не выдерживающие критики объяснения. Но отказ от сотрудничества с Китаем, от высокотехнологичной кооперации с ним, от использования альтернативных кредитных линий, от китайских инвестиций - это уже ничем, кроме как полной потерей международной правосубъектности и элементарной адекватности, не объяснишь. Даже Великобритания - брат-близнец США - и то участвует в деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, несмотря на то, что Вашингтон публично выступал категорически против такой "самодеятельности" Лондона. А Киев добровольно отказывается использовать колоссальные преимущества, которые дает полноценное сотрудничество с набирающей силу Азией.

"Красивый жест Путина" - Трамп высказался о российской помощи США >>

Похоже, что сейчас в Украине просто нет такого политического субъекта, который хотя бы минимально действовал исходя из фундаментальных интересов страны и необходимости планировать шаги государства на определенную перспективу, а не от транша к траншу.

Спасительный дефолт

В этом контексте отказ Украины от контролируемого технического дефолта со сбросом кабальных кредитных обязательств весьма показателен.

К слову, даже при сохранении существующих тенденций дефолт все равно почти неизбежен. Его, так или иначе, рано или поздно придется объявить. И чем раньше это будет сделано, тем меньше ущерба стране он нанесет, поскольку вызванный прямыми и особенно косвенными последствиями пандемии коронавируса кризис ударит по Украине очень сильно. Страна и так была слаба, а после этого ее позиции в мире и вовсе будут сведены на ноль.

В нынешней ситуации Украину спасет только технический дефолт, который позволит списать самые проблемные долги.

В этом году стране нужно выплатить астрономические 17 миллиардов долларов. После выполнения всех, даже самых самоубийственных требований международных кредиторов, Украина рассчитывает получить от них максимум 10 миллиардов. Этого не хватит не то что на развитие, но даже и на затыкание бюджетных дыр.

Когда вернется дорогая нефть? >>

Сейчас у Украины есть шанс слезть с этой долговой иглы и хотя бы частично уйти от прямого вмешательства Запада и МВФ в свои внутренние дела. Иначе выйти из тупика, сдвинуться с мертвой точки по какому бы то ни было принципиальному вопросу - начиная от урегулирования на Донбассе и заканчивая болезненным аграрным вопросом - никак не удастся. Разумеется, речь идет о наиболее оптимальном для страны и народа сценарии, на который ни "партия войны", ни все более попадающая в зависимость от нее команда Зеленского в отсутствие соответствующего сигнала извне не решится. А отмашки с Запада на действия Украины в своих национальных интересах, естественно, ожидать не приходится…

По теме

СНБО Украины назвало ключевые версии крушения самолета в Тегеране
"Слава Украине!": как Эрдоган в Киеве поприветствовал почетный караул
AZAL назвал условия возврата и обмена билетов в направлении Украины
Азербайджан снял ограничение на импорт курятины из Украины
Теги:
МВФ, кредиты, Спасение, Украина, дефолт

Главные темы

Орбита Sputnik