Новости

Гусейнов: константа общеизвестна – каждый борется за выживание

© Photo : REPORT / Elshan BabaМинистры иностранных дел Азербайджана, Турции (справа) и Грузии (слева)
Министры иностранных дел Азербайджана, Турции (справа)  и Грузии (слева) - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Азербайджан планирует позиционировать себя не только как страна, добывающая и транспортирующая нефть и газ, но и как хаб, который соединит и Восток с Западом, и Юг с Севером.

Ризван Гусейнов, директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА

Прошедшую в Баку шестую трехсторонную встречу министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Грузии можно назвать своего рода отчетной.

Если на предыдущих встречах стороны обсуждали планы на будущее, то на этот раз были рассмотрены как план сотрудничества на 2017-2019 годы, так и предстоящее в конце года открытие железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс. По всей видимости, также были подняты вопросы обеспечения грузопотоков. Три стороны должны понять и представить свое видение того, как будет использоваться этот исторический маршрут, который свяжет все страны на пути от Китая до Великобритании.

ЖД Баку-Тбилиси-Карс - Sputnik Азербайджан
Запуск БТК - уникальная возможность соединить Азию с Европой

Это сугубо евразийский проект, являющийся не только альтернативным железнодорожным сообщением, но и уже получившим название "железнодорожный Шелковый путь". Он сможет стать серьезной альтернативой морским грузоперевозкам. Известно, что львиная доля контроля над последними находится в руках у ряда стран Запада. Это атлантический проект, и в течение долгих лет актуальность сухопутных путей сообщения снижалась именно потому, что считалось, что грузопоставки лучше всего осуществлять по морям и океанам.

Однако, современные технологии, а также способность ряда стран взаимодействовать между собой, привели к созданию альтернативного проекта, центром которого является именно Азербайджан.

Наша страна в течение всех этих лет не только строила эту ветку, но и выдавала кредиты соседним странам, заинтересованным в строительстве. Одним словом, хабом этого проекта, естественно, является Азербайджан. И то, что в Баку представители трех стран встретились и обсудили предстоящее открытие Баку-Тбилиси-Карс, по всей видимости, говорит о том, что в ближайшее время пройдут еще более крупные мероприятия с участием государств Юго-Восточной Азии, и в первую очередь Китая, стран Центральной Азии, Кавказского региона, Турции и ряда стран Европы — поскольку логистика этого железнодорожного сообщения требует обоснования, заполнения.

Президент, председатель правления ОАО НК Роснефть Игорь Сечин (слева), председатель правления и заместитель председателя совета директоров ОАО Газпром Алексей Миллер - Sputnik Азербайджан
Встреча главы SOCAR с Сечиным и Миллером: история длиной 7 лет

Вторым важным вопросом на встрече глав МИД Азербайджана, Турции и Грузии было, конечно же, начало реализации строительства проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP). Это уже энергетический проект, который позволит создать альтернативные пути обеспечения газом стран Европы.

Его порой по значимости сравнивают с Баку-Тбилиси-Джейхан, который в свое время также стал одним из первых альтернативных путей на постсоветском пространстве.

Роль TANAP также возрастает в связи с имеющейся высокой заинтересованностью в участии в нем в том числе и центральноазиатских стран. Туркменистан и Казахстан в последнее время начали выказывать серьезный интерес к возможному подключению к новой ветке.

Как железнодорожная ветка Баку-Тбилиси-Карс, так и проект TANAP не имеют своей целью нарушить баланс, имеющийся в регионе, как об этом порой говорится. На самом деле они не преследуют никаких политических целей. И двигателем всего тут является не политика, а экономический интерес.

Bakıda “Cənub Qaz Dəhlizi” Məşvərət Şurası çərçivəsində nazirlərin üçüncü toplantısı işə başlayıb - Sputnik Азербайджан
Успех ЮГК гарантирован политической поддержкой Запада

Константа общеизвестна – каждый борется за выживание, каждый хочет привлечь в свою страну инвестиции. Тем более сегодня, на фоне затяжного экономического кризиса, каждая страна должна обеспечить себе устойчивое развитие на будущее.

Азербайджан же планирует себя позиционировать не только как страна, добывающая и транспортирующая нефть и газ, а также как хаб, который соединит и Восток с Западом, и Юг с Севером.

Есть еще один проект, который уже начал реализоваться и который пройдет через Азербайджан — строительство железнодорожной ветки, которая соединит страны Персидского залива — проляжет через Кавказ, Азербайджан и Россию вплоть до Финского залива.

И на фоне реализации Баку-Тбилиси-Карс наличие этого проекта превратит Азербайджан в серьезный альтернативный логистический центр для доставки грузов. Что, в свою очередь, снизит цену и время их доставки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0