16:46 20 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0230
  • EUR2.0562
События и даты
Получить короткую ссылку
113850

Именно Кузнецов, благодаря своему природному обаянию и глубокому проникновению в образ Сухова, сделал картину, снятую в жанре "истерна", привлекательной не только для молодежи, но и для всех возрастов.

Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан

В начале семидесятых годов прошлого столетия советская кинематографическая индустрия работала на полную мощь. Отметим, что в огромном количестве выпускаемых советскими киностудиями фильмов встречались откровенно слабые, среднего уровня, но при этом регулярно на большой экран выходили истинные шедевры отечественного производства.

К этому времени относится прокат таких великих картин, как первые фильмы легендарной киноэпопеи "Освобождение" режиссера Юрия Озерова, ставший классикой советского кинематографа "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова, снятая по мотивам произведений Михаила Булгакова картина "Бег" - выдающееся творение режиссеров Алова и Наумова, фильм о современности и любви Петра Тодоровского "Городской романс", гениальная экранизация шекспировского "Короля Лира" великим Григорием Козинцевым, блистательное воплощение на экране чеховского "Дяди Вани" Андреем Михалковым-Кончаловским.

В том же 1970 году на экраны вышла кинолента режиссера Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни", снятая в жанре "истерна" и пользующаяся ошеломительной популярностью. Этот фильм снимался с большими трудностями и более того, его могли не выпустить в прокат из-за придирок цензуры. Он вышел на экраны благодаря усилиям космонавта Алексея Леонова, который добился его предварительного просмотра для космонавтов, а они уже с оказией расхвалили фильм генсеку Леониду Ильичу Брежневу. Он был в восторге от картины и это решило ее судьбу -  фильм был выпущен в прокат и стал культовой картиной для советских кинозрителей.

Прекрасный сценарий Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова, филигранная режиссура Владимира Мотыля, прекрасная музыка Исаака Шварца и поэзия Булата Окуджавы, а также блистательный актерский ансамбль обеспечили успех этому фильму. Но все же весь фильм был построен на личности главного героя картины - красноармейца Сухова, чей образ блистательно воплотил на экране выдающийся актер Анатолий Борисович Кузнецов, 90-летие которого сегодня отмечает кинематографическая общественность.

© Sputnik
Актеры Анатолий Кузнецов (слева) в роли Сухова и Спартак Мишулин (справа) в роли Саида в фильме "Белое солнце пустыни" (режиссер Владимир Мотыль).

Родившись в Москве, Анатолий Кузнецов с детских лет тянулся к искусству и в этом его горячо поддерживала мать. Однако после окончания школы, юноша и его родительница выбрали для продолжения образования вокальное отделение музыкального училища. Но судьбе было угодно, что в этом училище сценическое мастерство преподавала Нина Смирнова и она, приглядевшись к способностям студента, увидела, что у него драматический талант превосходит вокальные способности, и посоветовала юноше сменить вуз. Кузнецов так и сделал. В 1951 году он поступил в школу-студию МХАТ, которую окончил через четыре года.

Будучи еще студентом, он дебютировал в кино в фильме "Опасная тропа". Роль была маленькая, но начало было положено. Молодого актера с фактурной внешностью немедленно заприметили режиссеры и начали наперебой приглашать Кузнецова сниматься. Молодой, светлый парень с образцовой славянской внешностью, обладатель широкой белозубой улыбки, вызывающей у всех доверие, а у женского пола жгучий интерес, во второй половине 50-х и в начале 60-х довольно часто стал появляться на экранах, и роли его запоминались. Из его работ того времени отмечу лейтенанта милиции Семена Малюткина в "За витриной универмага", шофера Леньку Незваного в "Ждите писем", пионервожатого Сергея Руденко в "Друг мой, Колька!", Павла в "Утренних поездах".

Актера все чаще стали приглашать играть военных, что он с удовольствием делал. Он снялся в роли командира авиаполка в "Освобождении", красного комиссара в "Пакете", майора Лубенцова в "Весне на Одере". Но одновременно с этим он стремился к расширению своего актерского диапазона и с удовольствием отозвался на предложение Эльдара Рязанова сняться в роли Ивана Кондакова в комедии "Дайте жалобную книгу". Фильм этот не относится к самым удачным картинам великого комедиографа, но Анатолий Кузнецов сыграл своего героя очень запоминающимся и даже где-то переигрывал своего партнера по фильму Олега Борисова.

© Sputnik / Ekaterina Chesnokova
Актер Анатолий Кузнецов с дочерью Ириной на церемонии открытия XXIX Московского международного кинофестиваля.

Вот какой весомый актерский багаж имел за спиной Кузнецов, когда начал сниматься в "Белом солнце пустыни". Кстати, на роль Сухова был утвержден уже очень популярный Георгий Юматов. Однако у него в момент начала съемок начались проблемы с алкоголем, и Мотыль обратился с предложением к Кузнецову. Режиссер в выборе не ошибся. Именно Кузнецов, благодаря своему природному обаянию и глубокому проникновению в образ Сухова, сделал картину, снятую в жанре "истерна", привлекательной не только для молодежи, но и для всех возрастов. Популярность актера после этого фильма была ошеломительной.

Как отмечено было выше, Кузнецову особо удавались роли военных. И после "Белого солнца пустыни" он создал великолепные образы офицеров: генерала Петрова в "Украденном поезде", майора Горнина в фильме "Мой нулевой час". Кузнецов с блеском сыграл комиссара Веснина в "Горячем снеге", члена Военсовета в "Репортаже с линии огня", полковника Корнилова в детективной картине "Пять минут страха". А каким запоминающимся был созданный им образ офицера Морошкина в дилогии "В зоне особого внимания" и "Ответный ход"! А за роль солдата Алеся Казанка в советско-болгарском фильме "Братушка" Кузнецов удостоился серебряной медали имени Александра Довженко.

Вся страна с интересом в начале восьмидесятых смотрела трехсерийный телевизионный детектив "Частное лицо", где Кузнецов убедительно сыграл полковника милиции Евгения Лукъянова, который во время своего отпуска в Крыму волею обстоятельств принимает участие в расследовании преступления. В очень добротном актерском составе фильма Кузнецов был безусловным солистом.

© Sputnik / Anton Denisov
Актер Анатолий Кузнецов во время видеомоста Москва - Тбилиси на тему: "Я вас люблю… Анатолий Кузнецов о жизни, кино и "товарище Сухове".

Вместе с этим Кузнецов очень успешно работал над озвучиванием фильмов и в мультипликации. В знаменитых мультиках о приключениях в Простоквашино именно Кузнецов озвучивал папу "дяди Федора". Его голосом говорили в советском прокате такие мировые актерские величины, как Генри Фонда в "Моя дорогая Клементина", Станислав Микульский в "Особняке на Зеленой", Ричард Бартон в "Клеопатре", Джеймс Гарнер в "Большом призе", Омар Шариф в "Золото Маккены".

В 90-е годы актер снимался редко, но все же достойна внимания роль отца Насти в популярном фильме "Гений" с Александром Абдуловым в главной роли. После преодоления кризиса в кино актер стал чаще появляться на экране, где преимущественно играл военных - действующих и отставных. Из его работ последнего периода отмечу генерала Ганецкого в "Турецком гамбите" и генерала в отставке Тимофеева, деда Сони в фильмах "Мосгаз" и "Палач" из детективного телецикла о расследованиях майора Черкасова. "Палач" стал последней картиной Анатолия Кузнецова.

Скончался актер 7 марта 2014 года в Москве после тяжелой и продолжительной болезни. Народный артист РСФСР Анатолий Борисович Кузнецов прожил долгую, полную событиями жизнь и благодаря в первую очередь исполнению роли Федора Сухова навечно вписал свое имя в книгу славы советского кинематографа.

Теги:
юбилей, актер

Главные темы

Орбита Sputnik