21:34 20 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
События и даты
Получить короткую ссылку
321940

Все, что снял великий режиссер после "Судьбы человека" и "Войны и мира", заметно уступает этим шедеврам. Сергей Федорович установил такую высокую планку, что даже сам не мог порой дотянуться до этой высоты.

Одними из наиболее ярких моих детских воспоминаний являются поездки с родителями в Ленинград (Санкт-Петербург). Любовь родителей к этому городу передалась и мне. Несмотря на то, что за свою жизнь я побывал во многих местах, этот богатый историей и своими традициями мегаполис до сей поры является одним из самых привечаемых мною.

В те, уже далекие (быстро летит время), шестидесятые годы состоялось мое первое знакомство с городом на Неве. Несмотря на то, что родители посещали нескончаемое количество музеев, которыми насыщена северная столица, мы находили время просто бесцельно ходить по овеянным историей улицам Ленинграда.

Очень четко запечатлелся в моей детской памяти момент: я увидел на одной из улиц ярко одетых в необычные костюмы людей. Пока я старался понять, кто эти люди и что они делают, мама моя, повернувшись к отцу, сказала: "Везде ограждения, Бондарчук снимает "Войну и мир". Мне было около семи лет и несмотря на то, что я был довольно развитым мальчуганом и умел к этому времени читать, считать и даже немножко писать, слова матери для меня ничего не значили.

Прошло некоторое время, вышел в прокат фильм "Война и мир", и родители незамедлительно отправились в кинотеатр "Низами" в Баку, заодно прихватив на просмотр и меня, в то время учащегося начальной школы. Чтобы мне было интересно, мама напомнила, что мы некогда были свидетелями съемки фрагмента этого фильма на улицах Ленинграда.

Еще через 5-6 лет, когда я уже прочитал великий роман и пересмотрел фильм (благо советское телевидение часто его демонстрировало), то восхитился, как гениально режиссер смог воплотить на экране замысел великого писателя. Режиссером картины, фамилию которого я впервые услышал в шестилетнем возрасте от уст родительницы, был Сергей Федорович Бонларчук.

© Sputnik / Mertsedin
Сергей Федорович Бондарчук - советский актёр, кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР.

Вся мировая кинематографическая общественность отмечает сегодня столетие этого человека - одного из самых величайших кинорежиссеров за всю историю кино.

Он был не только величайшим режиссером, но и великим актером и педагогом. После моего первого знакомства с фамилией Бондарчук в середине шестидесятых прошло время, и уже юношей я начал углубленно интересоваться жизнью и творчеством Сергея Федоровича. Почти вся первая половина моей жизни была овеяна очарованием его потрясающего режиссерского и актерского таланта. И, думаю, не меня одного.

Бондарчук долго шел к своей цели, как будто знал, в чем его миссия на земле. Потомок запорожских казаков, он родился в семье председателя колхоза в селе Белозерка Одесской области, с детских лет мечтал стать актером. Отец его, человек старых и строгих правил, не хотел даже думать о том, что его сын станет, как он выражался, "комедиантом". Но в твердости характера сын не уступал отцу и, видя непреклонность Сергея, родитель все же дал свое согласие. Однако, отправляя сына на учебу в Ростов, он настоятельно попросил его стать именно актером, а не комедиантом. Просьбе Федора Бондарчука сын следовал всю жизнь.

Сергей Бондарчук поступил в студию Ростовского театра, но тут началась война. После демобилизации продолжил учебу, но уже в Москве, во ВГИКе, в мастерской великого Сергея Герасимова. Как известно, этот мастер весьма трепетно относился к своим ученикам, и по окончании курса снял всех своих студентов в фильме "Молодая гвардия". Бондарчук в этом фильме воплотил образ подпольщика Валько.

После этой картины он снимается в таких фильмах, как "Мичурин", "Повесть о настоящем человеке", "Путь славы", но всенародную известность ему приносит картина выдающегося режиссера Юлия Райзмана "Кавалер Золотой Звезды" и фильм режиссера Игоря Савченко "Тарас Шевченко", где актер сыграл главные роли. Фильмы, несмотря на достаточно уверенную режиссуру, все же были пропагандистскими, что не удивительно для того времени. Бондарчук прекрасно сыграл свои роли, и его персонажи были потрясающе искренними.

© Sputnik / Galina Kmit
Итальянская актриса, член жюри Джина Лоллобриджида и советский актер, режиссер, председатель жюри Сергей Бондарчук на церемонии открытия VIII Московского международного кинофестиваля.

Надо отметить, что в какой-то мере Сергею Федоровичу сильно повезло. Его актерское мастерство понравилось Иосифу Сталину, который назвал Бондарчука "истинно народным артистом". После этого Бондарчуку тут же присвоили звание народного артиста СССР, минуя промежуточные звания. За работы в этих фильмах он удостоился также Сталинской премии.

Но "вождь народов" не благоволил к бездарностям и вполне естественно, что талант Бондарчука был отмечен так высоко. Затем он снялся в целом ряде фильмов, среди которых я бы отметил "Неоконченную повесть" Фридриха Эрмлера, "Отелло" Сергея Юткевича, "Попрыгунью" Самсона Самсонова.

Эти картины принесли Бондарчуку известность не только в СССР, но и за рубежом. Вместе с творчеством он не забывал и о личной жизни. Во время съемок "Молодой гвардии" он женился на Инне Макаровой, исполнительнице роли Любы Шевцовой. От этого брака есть дочь Наталья Бондарчук - известная актриса и режиссер. Но вскоре брак распался, и в 1959 году Бондарчук женился на известной актрисе Ирине Скобцевой. Он прожил со своей второй женой всю жизнь. У них родились дочь - Алена Бондарчук, ставшая актрисой, и сын Федор, который признан культовым режиссером и актером России.

В актерских рамках Бондарчуку становилось тесно, и он решил попробовать себя в режиссуре. Первый же его фильм "Судьба человека" по произведению Михаила Шолохова буквально потряс кинематографический мир. Эта картина принесла ему Ленинскую премию и главный приз Московского международного кинофестиваля. Рассказ о простом человеке, который во время войны прошел все круги ада, но тем не менее не утратил своего достоинства и не растерял ценности жизни, был переведен на экран Бондарчуком великолепно. Он также сыграл главную роль Андрея Соколова с невероятной искренностью и достоверностью. Этот фильм был снят так, что даже по прошествии более шестидесяти лет он пронизывает зрителей болью и потрясает величиной человеческой личности, которую сумел воплотить на экране Бондарчук, как режиссер и актер.

© Sputnik / Galina Kmit
Режиссер Сергей Бондарчук на съемках художественного фильма "Степь".

Бондарчук после этого фильма сумел перевоплотиться и снялся в совершенно другом образе. Он сыграл отчима Сережи в фильме Игоря Таланкина и Георгия Данелия "Сережа".

А дальше… Дальше была эпопея "Война и мир". Бондарчуку удалось почти ничего не упустить из того, что было написано Львом Толстым. Не перечисляя славных фамилий, скажу лишь, что в этой эпохальной картине участвовала вся кинематографическая элита страны. Роль Пьера Безухова сыграл сам кинорежиссер. Этот шедевр Сергея Бондарчука получил множество премий, среди которых "Оскар", "Золотой глобус" за лучший фильм на иностранном языке.

После оглушительного успеха этого великого фильма итальянцы пригласили Бондарчука поставить фильм "Ватерлоо". Картина получилась по сравнению с "Войной и миром" средненькой.

Скажу откровенно, все, что снял великий режиссер после "Судьбы человека" и "Войны и мира", заметно уступает этим шедеврам. Вот такую высокую планку установил Сергей Федорович, что даже сам не мог порой дотянуться до этой высоты. Возможно, только "Степь" и "Они сражались за Родину" были фильмами примерно такого же уровня.

Сергей Федорович активно снимался и в картинах других режиссеров. Любители кинематографа, конечно же, не забыли его доктора Астрова в "Дяде Ване" Андрея Кончаловского. В фильме Игоря Таланкина "Выбор цели" он сыграл академика Курчатова и у того же режиссера - в "Отце Сергии" главного героя.

© Sputnik / Galina Kmit
Режиссер фильма "Красные колокола", народный артист СССР Сергей Бондарчук (справа) и американская актриса Сидни Ро (слева) на пресс-конференции.

Для меня актерским шедевром является исполнение Бондарчуком образа Монтанелли в фильме Николая Мащенко "Овод". В первом советском варианте, снятом в 1955 году Александром Файнциммером, роль Монтанелли сыграл великий советский актер Николай Симонов. Этот актер обладал громадной харизмой и сыграл свою роль так, что никто не сомневался, что лучше не сыграть. Это оказалось не так.

Сергей Бондарчук показал Монтанелли намного глубже, человечнее и мягче, но, наделяя кардинала этими качествами, Бондарчук, тем не менее, подчеркивал незыблемость убеждений своего героя. Сцена в камере у Артура была сыграна просто невероятно! "Реквием" Моцарта, эта великая музыка не солировала, а подыгрывала актерам и в особенности Бондарчуку. В этой сцене Харитонов, играющий Ривареса, был невероятно хорош, но Сергей Федорович в тот момент перешагнул Галактику. Потрясающая, невероятная актерская работа!

В последний период жизни завистники старались больнее уколоть Мастера. Известно, что на съезде Союза кинематографистов он был подвернут несправедливой обструкции. Бондарчук не цеплялся за должности, да и никогда к ним не рвался. Другое дело, что власти хотели видеть именно его на том или ином посту. А он желал лишь одного - снимать фильмы. Его заветной мечтой было снять фильм-эпопею "Тихий Дон".

В начале 90-х он подписывает контракт с итальянской фирмой об экранизации этого произведения Михаила Шолохова. Но с самого начала дело пошло не так. Ему навязали исполнителей главных ролей. Бондарчук уступил, только для того, чтобы целиком все же выстроить свой замысел. Он отснял материал и хотел приступить к монтажу, но у продюсеров не было денег. Раздосадованный Бондарчук хотел выступить на пресс-конференции и рассказать о проблемах, связанных с фильмом. Но не успел. 20 октября 1994 года великий режиссер покинул этот мир.

Прошло много времени и уже в двадцать первом веке "Тихий Дон" удалось вернуть в Россию. Бригада, делавшая монтаж во главе с сыном великого режиссера, очень старалась. Фильм доделали и продемонстрировали по телевидению. Но это был не Сергей Бондарчук.


Главные темы

Орбита Sputnik