Новости

"Золотой перегон": бакинский транзит нефти Кашагана стал роскошью

© http://azcongress.ru/В мае вдвое увеличена прокачка нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск
В мае вдвое увеличена прокачка нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Эффективность транзита нефти Казахстана через Азербайджан может начаться при ценах на нефть на уровне не менее 70 долларов за баррель, так как себестоимость добычи на месторождении "Кашаган" слишком высока.

БАКУ, 5 апр — Sputnik. Для Казахстана поставлять нефть с месторождения "Кашаган" в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан при нынешних ценах на нефть – большая роскошь. Об этом Sputnik Азербайджан заявил руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.

В ходе официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Баку 2-3 апреля рассматривался вопрос перспектив транзита казахстанской нефти через Азербайджан. "Мы когда-то поддержали Баку-Тбилиси-Джейхан, и в будущем есть перспектива, что казахстанская нефть пойдет и по этой магистрали в Турцию, Европу и дальше", — подчеркнул президент Назарбаев.

Toya pul yazdıran adam, arxiv şəkli - Sputnik Азербайджан
Конверт, где не менее 50 манатов, устроит и хозяев свадьбы, и гостей

По словам Шабана, в октябре прошлого года Казахстан возобновил добычу на месторождении "Кашаган", и по итогам 2016 года был добыт 1 миллион тонн нефти. Добыча в текущем году будет зависеть от продуктивности скважин, и может составить от 4 до 5 миллионов тонн нефти. "Но как завил министр нефти Казахстана еще в прошлом году, экспорт нефти с "Кашагана" на 2017 год планируется по трубопроводу Тенгиз-Новороссийск со стороны Каспийского трубопроводного консорциума", — отметил Шабан.

По мнению эксперта, кашаганская нефть очень дорогая, себестоимость ее никто не раскрывает. Добывается практически сероводород, после чего данная смесь посредством установки очищается, а затем нефть закачивается в трубопровод. При этом только очистительная установка обошлась в пять миллиардов долларов, а это фактически цена нефтеперерабатывающего завода.

"И если подойти к вопросу чисто с коммерческой точки зрения, то эту нефть загонять в цистерны, отправлять в Актау, а затем танкерами до Сангачала обходится очень дорого", — завил руководитель Центра.

По его словам, при уровне цен на нефть 50 долларов за баррель для Казахстана этот маршрут — слишком большая роскошь. Но когда цены на нефть будут высокими, хотя бы в районе 70 долларов за баррель, то часть нефти с "Кашагана" можно отправить по альтернативным маршрутам. А также в том случае, если объем достигнет 20 миллионов тонн. Вот тогда с "Кашагана" приблизительно 2-3 миллиона тонн нефти и можно будет направить в сторону Азербайджана.

Şəhərin geyim dükanında 70% endirimlər - Sputnik Азербайджан
В Азербайджане призвали бойкотировать некоторые магазины

"Значительные объемы казахстанской нефти могут пойти в ходе второй фазы разработки "Кашагана", когда объемы добычи составят 50-60 миллионов тонн нефти. Тогда 10-15 процентов пойдет через Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом не только по этому маршруту, но и в цистернах в направлении грузинских портов", — подчеркнул Шабан.

По его словам, дальнейшая разработка "Кашагана" зависит от цен на нефть, а также от продуктивности скважин. Освоение месторождения только начинается. Казахстан еще не начал "чертить" второй этап разработки, так как в разработку первого этапа вложено свыше 50 миллиардов долларов. Для сравнения: в разработку "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) на протяжении 22 лет столько денег не вложили. "Но Азербайджан уже добыл 3,1 миллиарда баррелей нефти, Казахстан добыл до этого времени 7 миллионов баррелей нефти, за эти вложенные деньги. При этом второй этап разработки "Кашагана" оценивается где-то в 70, а может быть даже в 80 миллиардов долларов", — отметил Шабан.

Пока полностью исключается и строительство нефтепровода от Баку до Актау, такие объемы с "Кашагана" в Азербайджан (20 миллионов тонн нефти в год) не рассматриваются, отметил эксперт. "На повестке дня таких объемов нефти нет. Остальные объемы можно перевозить на танкерах", — отметил руководитель Центра нефтяных исследований.

Грузовые контейнеры, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Грузия выведет азербайджанские товары на европейский рынок

По его словам, для Азербайджана казахстанская нефть — это дополнительная загрузка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на долгие годы. Впрочем, Азербайджан на транзите заработает не значительные средства, так как больших доходов от трубопроводов нет, к примеру, на транзите грузов по железной дороге можно заработать вдвое больше, подчеркнул Шабан.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) протяженностью 1 768 километров был сдан в эксплуатацию в июле 2006 года. Пропускная способность ВТС — 1,2 миллиона баррелей в сутки. По ВТС на мировые рынки в 2016 году было поставлено 28,862 миллиона тонн нефти.

С момента эксплуатации трубопровода ВТС на 1 января 2017 года на мировые рынки было поставлено 321,538 миллиона тонн нефти.

Акционерами ВТС Со являются: BP (30,1%); AzBTC (25,00%); Chevron (8,90%); Statoil (8,71%); TPAO (6,53%); ENI (5,00%); Total (5,00%), ITOCHU (3,40%); INPEX (2,50%), CIECO (2,50%) и ONGC (BTC) Limited (2.36%).

Лента новостей
0