БАКУ, 7 окт –Sputnik. Заметно активизировался переговорный процесс по соединению азербайджанской и российской железной дороги в направлении железной дороги Ирана в рамках Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».
Перспективы сотрудничества по проекту строительства железнодорожной линии Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) – Решт (Иран) как западной ветви МТК «Север – Юг» были обсуждены во время рабочей встречи 5 октября президента ОАО "РЖД" Олега Белозерова с председателем ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавидом Гурбановым.
В ходе 62 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в Минске 20 мая 2015 г. между ОАО «РЖД» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» подписан Меморандум о сотрудничестве.
«Меморандум направлен на активизацию использования транзитного потенциала железнодорожного транспорта обоих государств по увеличению объемов перевозок в направлении Иран – Азербайджан – Россия – Европа в рамках МТК «"Север – Юг», развитие международного пограничного перехода Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан) и подходов к нему, внедрение электронного документооборота, выполнение финансовых обязательств и установление конкурентного уровня тарифов на перевозки пассажиров и грузов, эффективное использование грузовых вагонов», — отмечается сообщении пресс-службы ОАО "РЖД".
В ходе данной встречи прошли переговоры сторон о совместной работе в области перевозок грузов и пассажиров между Россией и Азербайджаном, в частности, об электронном обмене данными, о взаимодействии в сфере локомотивного хозяйства, о состоянии взаиморасчетов за железнодорожные перевозки.
Для активизации работ по международному транспортному коридору (МТК) «Север-Юг» предусматривается проведение встреч 9 —10 октября между представителями Азербайджана и Ирана в городах Ленкорань, Астара — в Азербайджане и в иранском городе Астара.
В составе азербайджанской делегации примут участие представители министерства экономики и промышленности, иностранных дел, транспорта, Государственного таможенного комитета, Пограничной государственной службе, ЗАО «Азербайджанские железные дороги».
В ходе встреч стороны рассмотрят ход работ по МТК «Север-Юг», примут решение по дальнейшим совместным работам в рамках транспортного коридора, проведут осмотр участка работ Ленкорань, Астара (Азербайджан) и Астара (Иран).
19-21 мая 2004 года в Москве состоялось трехстороннее совещание руководителей железных дорог России, Азербайджана и Ирана, где были обсуждены вопросы создания международного Консорциума, привлечения потока транзитных грузов в железные дороги трех стран (маркетинговые исследования), вопросы, связанные с совместными проектно-изыскательными работами и координацией (согласованием) совместной деятельности.
В первой половине 2011 года считалось возможным прямое железнодорожное сообщение по маршруту Скандинавия-Прибалтика-Россия-Азербайджан-Иран, который по кратчайшему пути должен был связать многие европейские и азиатские страны.