00:39 23 Февраля 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0259
  • EUR1.9270
Ваймар, перед зданием  Высшей школы музыки Ф. Листа

Мамедова: обогащение музыкальных фондов не должно проходить от случая к случаю

© Из личного архива Арзу Мамедовой
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
Фуад Мамедов-Пашабейли
За кулисами и в свете софитов (117)
212640

Доктор философии по искусствоведению Арзу Мамедова рассказала колумнисту Sputnik о своих устремлениях в музыке, исследованиях и музыкальных традициях.

Музыка – это один главных приоритетов в жизни человека. Музыка – это то, что меняет нам настроение. С музыкой мы можем расслабиться: слушая ее, душа наша отдыхает, а мысли и чувства синхронно уносят нас в мир самых возвышенных стремлений. Многие не мыслят себя без музыки, а некоторым она необходима, как воздух.

С одной из таких творческих личностей, доцентом кафедры композиции Бакинской музыкальной академии, доктором философии по искусствоведению Арзу Раиз гызы Мамедовой беседует колумнист Sputnik Азербайджан.

Ваймар, на  центральной площади, перед зданием   Камерного театра
© Из личного архива Арзу Мамедовой
Арзу Мамедова

- Арзу ханум, расскажите о своих устремлениях в музыке, о том, каким темам вы отдавали и отдаете предпочтение в своих исследованиях?

- Существует мнение, что времена перемен политического и социального характера в обществе в некотором роде затрудняют человеческую жизнь. Частично такой факт действительно имеет место. Но я считаю, что мне, как музыканту, наоборот, посчастливилось застать эпоху перемен.

Мое становление происходило тогда, когда отошли в прошлое времена грозных обвинений деятелей искусств в формализме и буржуазном преклонении перед Западом, когда запрещались имена и целые концепции. Студенчество совпало со знаменательным событием в культурной жизни Баку – рождением и проведением трех первых Международных фестивалей современной музыки имени Кара Караева, где звучала неизвестная бакинскому слушателю музыка, уже ставшая классикой авангарда 20 века, когда-то запрещенная в СССР. Некоторые сочинения исполнялись впервые не только в Баку, но и в Союзе.

Неслучайно, что много позже сферой моего диссертационного исследования стала симфоническая музыка "эпохи перемен", а именно 60-80-х годов, одного из ярчайших периодов в истории нашей музыки, связанных с интенсивными процессами обновления ее форм, жанров, техники.

- Наверняка, в своих исследованиях вы опирались не только на произведения азербайджанских и других композиторов, творивших на территории СССР, но и на европейскую музыкальную культуру?

Ваймар, Камерный театр,  в здании эпохи позднего Возрождения. Репертуар   связан с  именами И. Гете и Ф. Шиллера
© Из личного архива Арзу Мамедовой
Ваймар, Камерный театр в здании эпохи позднего Возрождения

- В процессе исследования, конечно, сложно было не заметить очень глубокие следы немецкой музыкальной культуры, что прослеживается начиная с творчества великого Кара Караева и до произведений молодых представителей нашей композиторской школы.

Интеграционные процессы, их различные уровни и художественные проявления в опусах азербайджанских композиторов – эти направления моей работы были с интересом восприняты музыковедами Ваймарской консерватории, или иначе Высшей школы музыки Ференца Листа и Берлинского университета искусств (UDK), откуда я получила приглашение в рамках программы академических обменов DAAD. Так завязалось мое сотрудничество с немецкими коллегами.

- Вы недавно, в начале этого года, вернулись из командировки в Германию. Связана ли была ваша рабочая поездка с тем, что сотрудничество с немецкой стороной приобрело реальные очертания?

- Да, именно так. Весной прошлого года по просьбе профессора Ваймарской консерватории я консультировала студентку - музыковеда, которой было поручено подготовить презентацию о творчестве Кара Караева. Девушка была покорена музыкой гениального азербайджанского композитора и проводила свои исследования с большим интересом, при этом тщательно собирала факты по данной теме. В результате творческий портрет был представлен на суд студентов и преподавателей Ваймарской школы музыки. Отрадно и символично, что творчество великого Караева стало предметом знакомства и изучения немецкими студентами в год его 100-летнего юбилея.

Жители азербайджанского села услышали живое исполнение "путешествующего кельта">>

Интересно и то, что ваймарскими музыковедами задуман проект о современной музыке Евразии, который должен охватить и азербайджанских авторов. Будем надеяться, что этот замысел будет реализован. Несмотря на то, что Ваймар – один из старейших музыкальных центров Германии, я все же перенесла внимание на исследование в Берлине, где, безусловно, сосредоточен более обширный материал и большие возможности для изучения.

Что касается моего пребывания в Германии, то в течение трех месяцев я активно работала в архивах UDK и Государственной библиотеки.

В архивах Берлина собраны богатейшие коллекции звукозаписей, исторических источников, теоретического материала на разных языках, удобная система поиска, прекрасные условия для работы. Найденный и проанализированный там материал, а также опыт общения с немецкими коллегами показал необычный подход к известным темам зарубежных исследователей, иную проблематику. Широко применяемые ими меж и трансдисциплинарные ракурсы исследований обнаруживали более глубокие, универсальные и парадоксальные связи явлений и предметов.

В Германии музыковедение – действительно часть философии, что сказывается на многих аспектах исследований. Наверное, излишне говорить о ценности подобных контактов и опыта, не говоря о возможности знакомства с новейшей научной литературой.

Ваймар, дом. в котором  с 1708 по 1717 гг. жил  И.С. Бах
© Из личного архива Арзу Мамедовой
Ваймар, дом, в котором с 1708 по 1717 годы жил Иоганн Себастьян Бах

- А как обстоят дела у нас с музыкальными коллекциями?

- К большому сожалению, у нас музыкальные коллекции не пополняются зарубежными исследованиями, иностранной литературой. Хотя журналы "Musiqi dünyası" и "Harmony" регулярно публикуют работы ведущих российских ученых, но это, к сожалению, малая часть того, что хотелось бы иметь в наличии.

В свое время (1999-2000 годы) я была автором и координатором проекта "О сохранении и развитии коллекции Бакинской музыкальной академии", тогда удалось существенно пополнить нашу фонотеку прекрасными записями, получить немало новых изданий по философии и истории искусства. Думается, что никто не будет оспаривать несомненность того, что процесс обогащения собраний, музыкальных фондов должен быть перманентным, а не проходить от случая к случаю.

- А каковы ваши впечатления о Берлине, который славится своими музыкальными традициями? Какова насыщенность музыкальной жизни в столице Германии?

- Культурная, в том числе и музыкальная жизнь в Берлине, бурлит, кипит, завлекает событиями, которых так много, что приходится выбирать самые интригующие - охватить все, что тебе интересно, просто не успеваешь физически. Этот мегаполис обладает тремя оперными театрами с обширным в жанрово-стилевом отношении репертуаром.

Азербайджанский певец: я не обращаю внимания на критику>>

Помимо этого, функционируют филармония и Концертхаус с ежедневной программой, камерные и симфонические концерты в церквях, и, конечно же, насыщенная повседневность высших музыкальных учебных заведений.

Безусловно, было очень много незабываемых, выдающихся событий, но мне бы хотелось в нескольких словах рассказать о фестивале современной музыки MehrLicht, что значит "Больше света", который состоялся в ноябре прошедшего года. Он проводился Университетом искусств Берлина и Высшей школой музыки имени Ханса Айслера.

Мне было интересно, чем живут композиторы Германии сегодня, каков круг поисков и сфера интересов творческой молодежи. Также было интересно видеть, как можно организовать и провести подобное мероприятие, что затрагивало и камерно-симфонические и сценические произведения, силами учебных заведений.

Программа была составлена таким образом, что наряду с произведениями маститых композиторов, таких как Жарель, признанных лидеров авангарда (Лахенман, Гризе) были включены работы молодых авторов, вчерашних выпускников, в том числе и студентов.

Берлин, со стипендианткой DAAD из Китая
© Из личного архива Арзу Мамедовой
Арзу Мамедова (справа) в Берлине со стипендиаткой DAAD из Китая

Фестивальные концерты вызвали чувство необычайного удовлетворения, какое испытываешь, когда видишь успехи молодых. Этот праздник музыки показал зрелость, высокий уровень техники нового поколения композиторов, также покорил мастерством исполнительства, виртуозным владением возможностями инструментов, невероятными изысками нетрадиционных способов игры. Замечу, что исполнителями в основном были студенческие коллективы.

Еще один интересный факт. На один из проектов фестиваля ансамблем студии новой музыки ilinx Университета искусств был приглашен Титус Энгель, крупный, широко востребованный швейцарский дирижер. Показательно, что при всей занятости, плотном концертном графике выступлений в авторитетных оперных и концертных салонах он принял участие в работе студенческого коллектива.

Хотелось бы заметить, что и бакинской публике знакомо имя Энгеля. В свое время его выступление на сцене Бакинского ТЮЗа с немецким ансамблем Ascolta подарило незабываемые впечатления ценителям музыки и кино – это была одна из ярких страниц Караевского форума 2011 года, а именно, проект по озвучиванию немых фильмов начала прошлого века, включающий такие шедевры, как "Андалузский пес" Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, "Антракт" Рене Клера, "Призраки перед завтраком" Ганса Рихтера и других. Титус Энгель очень тепло вспоминал наш город, свое участие в фестивале современной музыки, оставившем у него самые позитивные впечатления.

- Впечатляет… В советские времена практиковались так называемые "курсы усовершенствования квалификации"…

- Да, да, и в рамках этих курсов нередко командировали преподавателей за пределы республики. Этого очень не хватает сейчас, при этом я имею в виду не обязательно дальнее зарубежье. Например, Тбилисская консерватория имени Сараджишвили имеет хорошо оснащенную студию электронной музыки, которой руководит ректор Резо Кикнадзе – он получил образование по специальностям "Композиция" и "Электроакустическая музыка" в Любеке (город на севере Германии), преподавал там в электронной студии. Думается, его мастер-классы в этой актуальной области музыкального искусства и педагогики не помешали бы развитию этой дисциплины в стенах нашей Музыкальной академии.

C профессором  Берлинского университета искусств, доктором Сигне Роттер Броман
© Из личного архива Арзу Мамедовой
C профессором Берлинского университета искусств, доктором Сигне Роттер Броман

- Думается, что те бесценные сведения, которые вы обрели в Германии действенно помогут в ваших исследованиях…

- Бесспорно, но не только в исследованиях. Сейчас широкие перспективы для обучения у молодежи, студентов, перед которыми открыты возможности различных программ обмена, стажировок, мастер-классов за рубежом. Однако отмечу, что у преподавателей такого рода возможности более ограничены.

Азербайджанский певец исполнит песню на стихи Есенина>>

Поэтому я рада своему опыту, который стал результатом моей поездки в Германию и который смогу использовать в работе со студентами, научной работе. И самое главное, приобретенный опыт позволяет посмотреть на себя со стороны, провести внутреннюю ревизию, оценить то, что имеешь, и в конечном итоге сделать шаг вперед. Согласитесь, что это очень важно не только в музыке.

- Без всякого сомнения соглашаюсь и благодарю, Арзу ханум, за содержательную беседу…

- И вам большое спасибо.

Тема:
За кулисами и в свете софитов (117)

Главные темы

Орбита Sputnik