11:06 16 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0258
  • EUR1.9267
Биеннале сценографии в Тбилиси

Человек в пространстве: сценография открывает перед зрителем новый мир

© Фото предоставлено А.Дадашевой
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
Алия Дадашева
170 0 0

Биеннале в Грузии продемонстрировала зрителям новые стороны визуального искусства, которое обладает большей силой, чем слово или само понятие.

"Глядя на эту картину, понимаешь, что ни политика, ни религия, ни какая-либо другая структура не в силах урегулировать этот хаос. Единственная сила, способная на это - искусство. Значит, нас спасёт только искусство. А еще отношения, построенные на фундаменте настоящего творчества людьми, которые верят в Бога, но при этом не навязывают догм и не ставят различия между людьми..."

Джазовые выходные: музыка осенних вечеров отзвучала в Баку >>

Наверняка читателю такое введение в статью покажется странным. Дело в том, что эти слова - тост в честь искусства, который я слышала от художника Мустафы Мустафаева и потому решила начать статью именно с них.

Биеннале в Грузии

Биеннале, фестивали и другие культурные мероприятия - это не только обмен опытом. Самая важная часть любого международного мероприятия, связанного с искусством – это значимость самого мероприятия.

Биеннале сценографии в Тбилиси
© Фото предоставлено А.Дадашевой
Биеннале сценографии в Тбилиси

Тбилисская биеннале сценографии проводится с 2016 года по инициативе Союза юных театральных художников имени Валериана Гуниа и Национального центра Грузии ОИСТАТ.

Во время Тбилисского биеннале, которая прошла с 11 по 18 октября этого года, состоялись выставка эскизов, произведений театральных художников из разных стран, а также презентации данных работ, мастер-классов и семинаров по обмену опытом по различным темам. Художники, режиссёры и исследователи из более чем десяти стран участвовали в представлении своих презентаций, прослушивании по различным темам в области живописи, сценографии и дизайна в течение семи дней.

Скупой замысел

В первый же день биеннале, когда я просматривала эскизы на международной выставке, с желанием узнать побольше об этих постановках, у меня возник вопрос - а не ограничивает ли отсутствие какой-либо дополнительной информации путь к пониманию и оцениванию этих эскизов? Но через два дня, когда художники, представляя при помощи компьютерных программ свои работы, комментировали их, я поняла, что организаторы учли все мелочи.

Биеннале сценографии в Тбилиси
© Фото предоставлено А.Дадашевой
Биеннале сценографии в Тбилиси

Визуальное искусство, особенно современное, обладает большей силой, чем слово или само понятие. Разве это не является способностью современного искусства восприниматься индивидуально, занимать место в подсознании, не превращаться в слова?

Например, почему основная идея должна заключаться в том, что в сценографии, созданной художником Мустафой Мустафаевым для спектакля "Дураки" (режиссер Микаил Микаилов), колёса подчёркивают не только абсолютную глупость персонажей (как при выражении "круглый дурак"), но ещё и акцентируют бессмысленность самого существования таких людей через символическое вращение Земли вокруг себя?

Учитывая тот факт, что в биеннале приняли участие большей частью художники, можно полагать, что их больше интересовали практические аспекты творчества. Однако в любом случае, основной темой являлась сценография. Итак, не задумываясь об основных идеях отдельных работ, мы должны задавать общие вопросы: какие термины используются наряду со сценографией, и каковы вообще новые тенденции в сценографии?

Пост-театр

Как мы знаем, значение сегодняшнего понятия сценографии выходит далеко за рамки художественного оформления. Это не только визуальное, но и концептуальное решение спектакля.

Начиная с таких режиссеров, как Гордон Крейг, вплоть до современных художников-режиссеров - Роберта Уилсона, Ромео Кастелуччи - сценография претендует на перенос зрителя в другое пространство, в другую плоскость.

Биеннале сценографии в Тбилиси
© Фото предоставлено А.Дадашевой
Биеннале сценографии в Тбилиси

Выступление театрального художника, иллюстратора из России Полины Бахтиной "Театр за рамками сценического ящика" (Promenade and SiteSpesific), посвящалось возможностям и ограничениям сценического пространства, восприятию зрителя и новым направлениям в сценографии.

Сцена театра созданием "традиционной итальянской коробки с социальной иерархией" также ограничивает восприятие зрителя. По мнению Бахтиной, выйдя за рамки этого ящика, появляются новые возможности подхода не только для аудитории.

Пример променадного или иммерсивного театра, точнее, представления, продемонстрировал нам новый театр "dОМ" под руководством Тарлана Расулова. Этот жанр разрушает традиционный шаблон "актёр на сцене, зритель в зале".

В спектаклях, подготовленных в данном направлении, вы не являетесь инопланетным наблюдателем, а наоборот, становитесь активным участником действия. В обиходе такие спектакли нередко именуют "бродилками".

Возможно, это направление связано с взаимодействием кино и виртуальных интернет-игр, потому что в разных странах эти образцы основаны на популярных произведениях.

А для чего всё это?

Для того чтобы исследовать неизвестный тебе мир или посмотреть на знакомый мир другими глазами, чтобы испытать новые впечатления, удивляться, делать новые открытия. Здесь нет авторитаризма и вообще понятия авторства. Существует направление и путешествие. Точно так же, как дети начинают познавать мир.

Биеннале сценографии в Тбилиси
© Фото предоставлено А.Дадашевой
Биеннале сценографии в Тбилиси

В этом смысле мастер-классы российского видео и медиа-художника Яна Калнберзиня были полезны как в практическом, так и в теоретическом плане.

Творчество против тирании

Театр новой эры говорит на другом языке - это поговорка никогда не стареет. В театре нет ничего мелкого, театр сам состоит из мелочей. Многомерные сцены, созданные израильским театральным художником Яроном Абдельлафаном при помощи света, вызвали большой интерес и много вопросов. Например, как это возможно?

Значит, такие компоненты, как свет, звук, декорации и изображения, не только участвуют в художественно-концептуальных постановках, но и назначают его. И вообще, они могут говорить больше, чем актер, драматург и создавать новые восприятия и чувства.

…Во второй день биеннале британская художница Памела Говард в своём выступлении под названием "Творчество против тирании" рассказала о Шарлотте Саломон, которая нарисовала картинки в лагере смерти. И у неё было всего три цветных карандаша.

Ожидая перевода её слов с английского на русский язык, возникал такой вопрос: в чём же на самом деле сила искусства?

Возможно, в том, что её не внушают со стороны, оно спрятано глубоко в душе человека. Другими словами, в родстве людей и личностей…


Главные темы

Орбита Sputnik

  • Житель города Риги на одном из избирательных участков во время голосования на парламентских выборах в Латвии.

    Меньше чем за неделю латвийцам удалось собрать 10 тысяч подписей под петицией за отмену компенсаций непереизбранным депутатам Сейма.

  • Логотип американской компании Amazon, архивное фото

    Литовские депутаты вместе с коллегами из других стран Балтии обратились к Amazon с просьбой убрать из продажи футболки с советской символикой.

  • Стадо колхоза Пограничник на пастбище. МССР, 1972 год.

    Иностранцам запретят покупать землю в Молдове. Такие положения содержатся в новом Земельном кодексе, принятом правительством.

  • Школьники, архивное фото

    В Таджикистане школьный учитель приговорен к 19 годам за вербовку учеников в ряды террористической группировки "Исламское государство".

  • На трассе слалома

    В Узбекистане будет создан первый зарубежный филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

  • Юри Ратас

    Премьер-министр Эстонии Юри Ратас, комментируя идею о создании единой армии Евросоюза, попытался угодить и Вашингтону, и Брюсселю.