11:51 15 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0263
  • EUR1.8818
Балерина Нигяр Ибрагимова, фото из архива

Нигяр Ибрагимова: я жертвую многим, и моя жизнь - это каторга в цветах

© Sputnik / Murad Orujov
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
79860

Известной балерине приходится отказываться от многого, чтобы достичь успехов в своей любимой профессии.

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

Профессия балерины — одна из самых трудных, она требует невероятной работоспособности и колоссальных усилий. Несмотря на это, есть люди, которые посвящают балету жизнь. Одна из них — заслуженная артистка Азербайджанка, ведущая солистка Азербайджанского государственного театра оперы и балета, прима нашего балета Нигяр Ибрагимова. Мы привыкли ее видеть на сцене, а в этот раз руководство театра дало возможность корреспонденту Sputnik Азербайджан присутствовать на репетиции спектакля Фикрета Амирова "1001 ночь", главную партию в которой исполняет Ибрагимова, и увидеть своими глазами закулисный мир балета.

Балерина Нигяр Ибрагимова
© Sputnik / Murad Orujov
Балерина Нигяр Ибрагимова

- Нигяр, почему именно балет?

— Моя мама очень хотела, чтобы я стала балериной, поэтому отвела меня в Бакинскую хореографическую академию. Мне тогда было шесть лет, а туда обычно брали детей с десяти лет, но мне повезло в том, что в год моего поступления они делали исключение и для шестилеток. Я сдала все экзамены и меня зачислили. Тогда я даже не думала, что в будущем стану балериной, но после поняла, что это мое призвание.

К сожалению, всего несколько человек остаются в этой профессии до конца и продолжают ею заниматься, многие решают выбрать другую область, потому что не справляются с нагрузками. Я же все выдерживала, ведь занималась любимым делом. После окончания академии меня пригласили в Театр оперы и балета, где я прошла стажировку. Постепенно меня стали замечать и уже давать ведущие партии.

- Выделиться среди коллег всегда трудно, как вам это удалось?

— Для нашего искусства недостаточно иметь только физические данные, нужно еще обладать такими качествами, как трудолюбие, сосредоточенность. В нашем театре ценят талант. Вначале я исполняла второстепенные партии, а потом постепенно перешла на главные. Я исполняла партии Одетты и Одиллии в "Лебедином озере" Петра Чайковского, Машу в его же "Щелкунчике", Китри в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса, Жизель в одноименном балете Адольфа Адана, Пахиту в одноименном классическим балете Дельдеве, Шахерезаду в балете "1001 ночь" Фикрета Амирова и другие. Партий у меня очень много.

Если не любить свою специальность, то невозможно ей заниматься
© Sputnik / Murad Orujov
Если не любить свою специальность, то невозможно ей заниматься

- Не жалеете о своем выборе?

— Нет. Если не любить свою специальность, то невозможно ей заниматься. Мне интересно пробовать себя в разных партиях, развиваться. Я всю себя вкладываю в эту профессию. Мне приходится отказываться от многого, чтобы достичь успехов в балете. Я бы сказала, жизнь балетного артиста — это каторга в цветах.

- Говорят, что девушкам, выбирающим балет, приходится отказываться от многого, так ли это?

— В нашей профессии, чтобы чего-то достичь, нужно в некоторых вещах себя ограничивать. Мне немного повезло в том плане, что по характеру я спокойный человек. Меня не интересуют клубы, дискотеки. Наша профессия требует определенного режима, сосредоточенности. Перед спектаклем ни с кем не разговариваю, чтобы собраться и полностью прочувствовать свою роль внутри себя. К выходу на сцену нужно подготовиться не только физически, но и мысленно.

- Вы верите в приметы?

— Нет. Я стараюсь переключить свое сознание на то, что мне нужно в данный момент. Для меня важно внутренне и физически хорошо подготовиться.

Со мной работала Людмила Чарская. От нее я многому научилась
© Sputnik / Murad Orujov
Со мной работала Людмила Чарская. От нее я многому научилась

- Есть ли у вас любимая партия?

— Каждая партия мне близка. Она как бы зависает у меня в голове, и я больше ни о чем не могу думать. Мне трудно выбрать какую-то одну, потому что они все мне дороги. Особо запоминающимся могу назвать свое выступление в Государственном Кремлевском дворце в Москве. Меня пригласили тогда исполнить партию Шахерезады в балете Фикрета Амирова "1001 ночь". В Баку я ее танцевала в постановке Наили Низировой. В Москве же спектакль ставил народный артист Российской Федерации Андрей Петров. Он поставил спектакль, который совершенно отличался от нашего. В связи с этим меня пригласили в Москву за десять дней до открытия фестиваля. Мне очень повезло там с педагогом. Со мной работала Людмила Чарская. От нее я многому научилась. Мне очень нравится танцевать разные редакции одного и того же балета. Мне кажется, это обогащает балерину. Мы с театром были на гастролях в Турции, Франции, в странах СНГ и других.

- Как оцениваете развитие балетного искусства в Азербайджане?

— Трудно ответить на этот вопрос. Наши спектакли в основном посещает интеллигенция. Когда я была в Белоруссии, то была приятно удивлена, когда узнала, что билеты на спектакли у них распродаются за месяц. Их зрители не обращают внимания ни на холод, ни на мороз. Они могут один и тот же спектакль смотреть десятки раз.

Стать балериной не так-то просто, звание балерина нужно еще заслужить
© Sputnik / Murad Orujov
Стать балериной не так-то просто, звание "балерина" нужно еще заслужить

— Раньше не все родители мечтали, чтобы их дочери стали балеринами, а сейчас?

— Прежде отмечу, что стать балериной не так-то просто. Звание "балерина" нужно еще заслужить. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что времена изменились и многие хотят, чтобы их дочери стали балеринами. Раньше в основном отдавали на балет для того, чтобы у девочек была правильная осанка.

- Конкуренция большая?

— У нас труппа небольшая. Среди нас нет зарубежных исполнителей, каждый из нас окончил хореографическую академию, поэтому между нами нет никакой конкуренции. Мы все с детства вместе и хорошо знаем друг друга. У нас царит дружелюбная атмосфера.

— Ваша профессия еще трудна потому, что вам все время нужно находиться в форме. Есть ли определенная диета для балерин?

Слово балерина всегда ассоциируется с изяществом, легкостью
© Sputnik / Murad Orujov
Слово "балерина" всегда ассоциируется с изяществом, легкостью

— Каждый выбирает то, что ему помогает худеть, поэтому определенной диеты, которой бы все придерживались, нет. Все зависит от нагрузки. Так уже принято, что на сцене балерина обязана быть худой, тонкой. Слово "балерина" всегда ассоциируется с изяществом, легкостью. Когда у меня большая нагрузка, я не придерживаюсь никакой диеты. Я не ограничиваю себя в еде – стараюсь есть все, но понемногу. По вечерам вообще не ем. Во время определенных спектаклей нас взвешивают. В основном перед выступлением стараюсь не есть, потому что на сцене нужно быть легкой.

- К чему сейчас вы стремитесь?

— Всегда есть к чему стремиться. Я бы очень хотела попробовать себя в новых образах, работать с зарубежными педагогами. Хочу работать над собой еще больше, развиваться.

- Творческий путь балерины очень короткий. Этот факт не огорчает вас?

— Да, вы правы. Век артистов балета короток. Пока стараюсь не думать об этом. Я все принимаю, как есть.

По теме

Балет "Девичья башня" вновь на бакинской сцене
Звезды белорусского балета выступят в Баку
Теги:
образы, призвание, заслуженная артистка, Бакинская хореографическая академия, Азербайджанский государственный театр оперы и балета, Нигяр Ибрагимова, Азербайджан

Главные темы

Орбита Sputnik