14:15 25 Ноября 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
КУЛЬТУРА
Получить короткую ссылку
21901

Мастер по изготовлению древнего народного инструмента не имеет даже начального музыкального образования, но на его тарах играет почти весь Карабах.

Рамиль Ибрагимов, Sputnik Азербайджан

Тар – это живой инструмент, он чувствует отношение к себе. Бывает, что так сильно устаешь, что даже заснуть не можешь, но стоит только взять в руки тар и исполнить что-то хотя бы несколько минут, как вся усталость куда-то пропадает.

Вот с такой любовью и нежностью начинает свой рассказ для Sputnik Азербайджан мастер по изготовлению таров Насиб Гулиев.

Впервые он познакомился с этим древним народным инструментом, когда ему было 14 лет. Отец решил подарить ему тар, чтобы сын не скучал, когда оставался дома один. И Насиб начал учиться играть, слушая исполнения известных исполнителей на таре по радио и телевидению.

Гулиев родился в Бардинском районе, где живет и ныне. Однако был период, когда судьба забросила его в Шушу, которая считается колыбелью азербайджанской музыки. Там он окончил школу, там же и начал изучать тонкости ремесла. И это при том, что даже не имел начального музыкального образования.

  • Мастер тара Насиб Гулиев
    Мастер тара Насиб Гулиев
    © Sputnik / Ramil Ibrahimov
  • Заготовки для изготовления таров
    Заготовки для изготовления таров
    © Sputnik / Ramil İbrahimov
  • Мастер сам играет на своих инструментах
    Мастер сам играет на своих инструментах
    © Sputnik / Ramil Ibrahimov
  • Мастер за работой
    Мастер за работой
    © Sputnik / Ramil Ibrahimov
  • Насиб Гулиев хотел бы увидеть свой тар в руках известного исполнителя
    Насиб Гулиев хотел бы увидеть свой тар в руках известного исполнителя
    © Sputnik / Ramil Ibrahimov
1 / 5
© Sputnik / Ramil Ibrahimov
Мастер тара Насиб Гулиев

Первый тар, который изготовил молодой еще мастер, по его собственным словам, был примитивным, и сделал он его всего за три дня.

"Мой тар сломался. Вообще, все мои инструменты ломались в области шейки. И я решил сделать такой тар, который бы не ломался — я сделал его из цельного куска дерева", – вспоминает собеседник Sputnik.

Но случилось так, что тар, который он смастерил 32 года назад и подарил своему двоюродному брату, в этом году вновь вернулся к нему – кузен решил отдать ему его детище как память.

"Увидев мой первый тар, я понял, насколько он грубо сделан, и подумал, что кто увидит – посмеется надо мной. Я сжег его… Потом очень пожалел… Надо было повесить его над дверью – все же это был мой первый инструмент", – говорит мастер.

По его словам, у хорошего тара корпус должен быть сделан из тутового дерева, а шейка и головка – из ореха. Главное – найти подходящее дерево. А время изготовления может длиться и год, и два, и проходит в несколько этапов. "К примеру, дерево для корпуса должно сушиться целый год в месте, куда не падает солнечный свет, а шейка и головка прикрепляются специальным клеем. После этого инструмент полируется, прикрепляются струны. В самую последнюю очередь проверяется качество звучания", – говорит мастер Насиб.

В прошлом году он продал четыре тара, но каждый раз мастеру трудно с ними расставаться – рука не поднимается продавать инструменты, над которыми работаешь годами. Самое большое желание мастера – увидеть свой инструмент в руках какого-нибудь известного исполнителя.

По теме

Человек, который может оживить дерево и заставить его петь
Столетний ашуг и его саз
Теги:
тар, Мастер, Насиб Гулиев, Барда, Азербайджан

Главные темы

Орбита Sputnik