Новости

Facebook и Twitter — глобальная интервенция с участием азербайджанцев

CC0 / LoboStudioHamburg / TwitterЗначки социальных сетей
Значки социальных сетей - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Больше половины населения Земли живет не просто в интернете, а именно в социальных сетях. Нужно ли бороться с этим явлением? Вряд ли это получится.

Здесь к услугам пользователей представлены все возможности: можно моментально и бесплатно общаться с множеством друзей и знакомых, ознакомиться с новостями ведущих мировых и местных СМИ, быть в тренде событий, смотреть интересные видео, одним словом, делать все, что угодно душе.

В виртуальном мире балом правят две сети: Facebook и Twitter

Многие пользователи практически никогда не выключают некоторые соцсети на своих смартфонах, их телефоны без конца пикают, оповещая об очередном сообщении или информации. Современный человек внешне представляет собой худощавого очкарика с каким-либо мобильным устройством, тыкающим пальцем по экрану в поисках чего-либо интересного. Давно отпала нужда в личных встречах, даже родственники сообщают о рождении ребенка, смерти близких людей или свадьбах посредством сетей.

Маленькая девочка пускает мыльные пузыри - Sputnik Азербайджан
No problems, нет проблем или problem yoxdur?

В виртуальном мире балом правят две сети: Facebook и Twitter. Зарегистрированных аккаунтов в сети Facebook более двух миллиардов, а в Twitter около полумиллиарда. В десятку популярных сетей входят также Pinterest, Linkedin, Google+, Tumblr, Instagram, ВКонтакте, Flickr, MySpace. Но по сравнению с Facebook все остальные платформы выглядят неубедительно. Пожалуй, по популярности с этой сетью можно сравнить лишь поисковик Google и видеохостинг Youtube. Но сфера их деятельности отличается от работы Facebook, хотя понятное дело, что одни и те же люди могут пользоваться и соцсетями, и поисковиком, и видеохостингом.

Впрочем, многие платформы интегрированы в тесной взаимосвязи. Хотя Facebook и Google являются конкурентами, но поисковик обязан выдавать пользователю любую информацию по этой соцсети и о профилях пользователей. Видеоматериалы с Youtube демонстрируются в Facebook, хотя видеосюжеты самой сети почему-то набирают больше просмотров, нежели с ютуба. Для регистрации, скажем, в сети Instagram достаточно иметь профиль в Facebook по вполне понятным причинам: эта платформа принадлежит Facebook. А для активизации деятельности в Youtube обязательно нужно иметь е-мейл в гугле, ведь видеохостинг является собственностью компании Google.

Почему же Facebook удалось добиться такой популярности?

С момента возникновения соцсети значительно изменили всю внутреннюю картину интернета. Возникнув как социальные проекты, со временем они охватили огромные аудитории, меняя реальную жизнь людей. Почему же Facebook удалось добиться такой популярности? В чем причина серьезного отставания других сетей? Это социальный проект или коммерческий? Преследуют ли создатели сети далеко идущие политические цели?

Хлопушка-нумератор - Sputnik Азербайджан
Банановое дерево в горшке или О том, настанет ли день нашего кино?

Ответы на эти вопросы можно найти в заявлении одного из первых инвесторов Facebook и бывшего президента компании, сделавшего на своей инвестиции в идею Марка Цукерберга миллиарды долларов, Шона Паркера. Выступая недавно на мероприятии в Филадельфии, Паркер отметил, что создатели Facebook с самого момента основания крупнейшей в мире социальной сети знали: они создают нечто, вызывающее зависимость и использующее "уязвимость в человеческой психологии".

По словам Паркера, тогда многие говорили ему: мне не нужны соцсети, я ценю взаимодействие с людьми в реальном мире, я не буду там регистрироваться. "ОК. Но знайте, и вы будете там", — отвечал Паркер. И пояснил, что на этапе разработки Facebook его создатели прямо ставили перед собой задачу построить систему, которая сможет поглощать как можно больше времени и осознанного внимания пользователей.

Я иногда просыпаюсь в три ночи, рука тянется к телефону

Действительно, сегодня Facebook занимает умы четверти мирового населения благодаря простоте дизайна и пользования инструментами сети. Сеть вызывает почти что наркотическую зависимость у людей. "Я иногда просыпаюсь в три ночи, рука тянется к телефону. Захожу на свою страницу в соцсети и могу находиться там до бесконечности", — признался как-то в приватной беседе замглавреда одной из ведущих газет Азербайджана.

Против чар Facebook не могут устоять ни молодежь, ни представители среднего поколения, они следят за лайками и комментариями к своим постам. Если это журналист, то он с несгораемым интересом изучает реакцию читателей к своему материалу, если это красивая женщина, то она нуждается в хвалебной риторике к своей фотографии, если это молодой отец, то он получает наслаждение от различных высказываний и лайков к портрету его чада.

Если тебя нет в сети, значит, ты не существуешь

Успех Facebook определялся во многом стремлением соцсети соответствовать требованиям больших масс людей и предоставлять множество бесплатных услуг. До определенного времени соцсеть практически работала только на перспективу. Впрочем, как Google и Youtube. Сначала надо охватить максимально большой кусок рынка, а лишь затем диктовать свои условия на этом поле.

Книги с произведениями Карла Маркса и Фридриха Энгельса в библиотеке, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Знаете ли вы Ленина, Маркса, Бальзака? – Пожалуй, нет, и это нормально

Facebook сегодня для Азербайджана имеет архиважное значение. В сети зарегистрированы два миллиона человек. Широко представлены в Facebook частные компании, госучреждения, медицинские и образовательные структуры. Если тебя нет в сети, значит, ты не существуешь. Фактически ни одно более или менее серьезное СМИ не может находиться вне сети. А Facebook требует все больше денег на рекламу, не заплатишь, не попадешь на глаза людей. За популярность и внимание пользователей надо платить по установленному тарифу. Такой подход постепенно превращает соцсеть в глобальный бизнес-проект.

Многие пользователи не видят ничего дурного в "платной политике" Facebook. Активный пользователь Facebook, депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа рассказал Sputnik Азербайджан о политике соцсети и о том, можно ли считать это нормальным шагом. "Facebook – это не только социальная сеть, но и своеобразный бизнес-проект", — отметил эксперт.

Facebook использует нехитрую формулу для выживания на рынке

Если ты простой пользователь, то платить за что-либо не надо. Однако распространение какой-либо информации для большого количества людей потребует финансовых вложений. Facebook использует такую нехитрую формулу для выживания на рынке.

Но такое явление как Facebook надо рассматривать намного глубже, чем мы воспринимаем сегодня. Даже если Facebook станет брать деньги за каждый лайк, то вряд ли это покроет всех расходы этой компании. Поддержка проекта требует колоссальных денег, нужно содержать армию технических сотрудников, множество серверов по всему миру. Даже в Азербайджане есть кэш сервера соцсети.

С первого ноября 2017 года введены в эксплуатацию CDN (Content Delivery Network) кэш сервера социальной сети Facebook в DATA-центре магистрального оператора Азербайджана — ООО Azertelecom. Теперь пользователи соцсети смогут быстро и беспрепятственно подключиться к нужному контенту. Но ведь за обслуживание этих серверов нужно платить деньги, но для Facebook это не проблема. Офисы и сервера этой сети охватывают планету плотным кольцом. Все это довольно дорого. А сколько прений было вокруг приобретения компанией таких платформ как Instagram, WhatApp, Oculus Rift. Facebook также направляет огромные ресурсы на собственные масштабные проекты — создание устройства "телепортации" при помощи виртуальной реальности, космические спутники, Internet.org и разработки в области искусственного интеллекта.

Бизнесмен, фото из архива - Sputnik Азербайджан
С массой "новрузали" Азербайджан проиграет технологический марафон

За компанией Facebook стоят влиятельные глобальные силы

Компания понимает, что ждать быстрой отдачи от этих направлений быстро не стоит. Так, недавно Марк Цукерберг заявил, что виртуальная реальность — это захватывающая область для инвестиций, но он ожидает медленный рост в этом сегменте. Финансовый директор Facebook Дэвид Венер сообщил, что компания продолжит тратить на виртуальную реальность, искусственный интеллект и подобные проекты, чтобы подготовиться к будущему, особенно пока силен основной бизнес. "Мы агрессивно инвестируем в будущее, — заявил Венер после доклада инвесторам. — И мы видим огромные возможности впереди".

Это следует понимать так: Цукерберг говорит, что деньги – это не так важно, они будут, главное — перспективы и возможность влиять на будущее планеты. Типа, куда денется простой человек, когда мы захватим все сферы деятельности в виртуальном поле. Вы и так понесете все деньги нам. Конечно, не надо думать, что это лишь мнение одного Цукерберга. На самом деле за компанией Facebook стоят влиятельные глобальные силы, для которых деньги действительно не имеют большого значения. Деньги-то у них есть. Они поддерживали Facebook в самом начале, они готовы поддержать его и в будущем.

Главное — захватить умы людей, сохранить нынешнюю мировую систему, без которой деньги в один миг могут превратиться в ничто. Главное — создать единые глобальные стандарты, один взгляд на мир, разрушить традиционные ментальные представления людей и вселить в них хаос. Ведь формула "у них лучше, чем у нас" в мозгу обычного человека из третьего мира похлеще атомной бомбы. Один раз поверив в чуждые, порой перевернутые с ног на голову идеи, человек готов отвергать все, что дорого каждому: родину, родителей, ментальность.

Родители и дети вынужденно обсуждают в сетях самые неприличные темы

Ребенок смотрит мультфильм Симсоны, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Симпсоны угрожают Азербайджану: но надо как-то выжить после катастрофы
И это неплохо удается. Например, это проявляется в отношении молодежи к представителям старшего поколения. Уважение к старшим лежит в основе ментальных представлений азербайджанцев, но это представление постепенно сходит на нет, когда родители и дети вынужденно смотрят по ТВ на абсурдные рекламы прокладок, сцены насилия, обсуждают в сетях самые неприличные темы. А ведь есть же в нашей мифологии притча о том, как невестка попросила Всевышнего превратить ее в камень лишь за то, что ее с непокрытой головой увидел свекор. Результаты деятельности глобальной интервенции очевидны, многие молодые люди агрессивно настроены против собственных ценностей, людей старшего поколения, готовы покупать все импортное, рекламировать чуждую идеологию.

Наши депутаты, общественные деятели, психологи, популярные люди часто говорят о глобальных угрозах, в том числе из соцсетей. Но их аргументы выглядят неубедительными, так как почти все они представлены в этих сетях, и часто используют их не для благих целей. Некоторые эксперты похожи на беспомощных наркоманов, дескать, понимаем, что проводить в сети полдня плохо, но ничего поделать с собой не можем.

Facebook – это и социальный, и коммерческий, и политический, и идеологический глобальный проект. И его нужно воспринимать со всеми составляющими. Нужно ли бороться с этим явлением? Вряд ли это получится. Скорее всего, пузырь лопнет, когда достигнет огромных размеров, тогда скучающие обыватели станут искать другую площадку для развлечений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0