14:19 20 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
Колумнисты
Получить короткую ссылку
125410

Революция 1917 года ввела равные права для женщин, но сейчас дикая смесь советских стереотипов и религиозных представлений не дают четкого осознания роли и модели поведения женщины в обществе.

В этом году исполняется сто лет революциям, изменившим ход мировой истории и напрямую повлиявшим на будущее нашей страны. Sputnik Азербайджан продолжает цикл публикаций о значении двух революций для Азербайджана.

Февральская революция 1917 года ввела равные избирательные права для всех граждан бывшей Российской империи, в том числе и для женщин. Это нововведение было поистине революционным, так как в демократических, развитых странах мира таких прав у женщин не было. В Великобритании женщины были полностью уравнены в избирательных правах с мужчинами в 1928 году, во Франции – в 1944-м, а в Швейцарии – только в 1971 году. Раньше всех на события в России отреагировали в США, но для принятия поправки в конституцию потребовалось три года. Лишь в 1920 году женщины получили избирательные права наравне с мужчинами. Удивительно, но факт. Демократические процедуры принятия законов требовали долгих обсуждений, в обществе феминистским движениям противостояли консервативные течения.

Женщинам пришлось занимать места в традиционно мужских профессиях

Временное правительство приняло закон о равных правах без всякого противодействия иных сил в обществе. В царской России были сильны феминистские движения, действовали женские общества, постепенно вводилось обязательное образование для девочек. Конечно, страна была крестьянской, и говорить об образованности в селе, предоставлении равных с мужчинами прав женщинам не приходится. Но в элитарной и революционной среде идеи равноправия были сильны. Образованные женщины постепенно занимали ответственные посты в госструктурах, сферах образования и здравоохранения, создавали различные общества для защиты прав женщин. Даже курение сигарет тоже было формой протеста против мужской диктатуры. Женщины в полную силу заявляли о своих правах.

В первом составе Временного правительства превалировали кадеты, выступавшие за всеобщее избирательное право. Это были люди либеральных взглядов, сознательно выступавшие за демонтаж юридической системы царской России. Давление феминистских движений на правительство тоже посодействовало принятию закона. Отрицать влияние принятого в России закона о равных правах на всю картину мировой политики не приходится. Те же консерваторы в США уже не могли противостоять феминистским силам в правительстве и в 1920 году в законодательство вносятся соответствующие изменения.

В целом женщинам пришлось более активно принимать участие в общественной жизни страны из-за Первой Мировой войны, большинство мужчин воевало на фронтах, было много погибших и покалеченных. Женщинам пришлось занимать места в традиционно мужских профессиях, работая на оборонную промышленность. Часть из них участвовала в работе различных комитетов, принимала участие в митингах и демонстрациях с различными требованиями. Изменить в одночасье положение женщин в целом не удалось, принимаемый закон о равных правах во многом остался на бумаге. А пришедшие к власти большевики практически отменили выборы и выборную систему диктатурой пролетариата.

Всплеск сексуальной разнузданности Ленин называл "бунтом чувственности"

Большевики действовали еще решительнее в деле уравнения прав женщин и мужчин. В первую очередь они отменили институт церковного брака. Теперь регистрацией семьи и брака ведали советские органы, так называемые ЗАГСы. Новая власть также упростила систему разводов, а первые годы после Октябрьской революции запомнились полным изменением отношения к сексуальным связям.

"Чувственность и сексуальность" были не просто темой для разговоров, а серьезно обсуждались на съездах большевиков. Всплеск сексуальной разнузданности Ленин называл "бунтом чувственности", что было одной из основ государственности. Семья и брак отвергались новой идеологией, в моду входили беспорядочные связи и разного рода совместные оргии. Вождь всемирной революции считал, что "все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят".

Первые же декреты советской власти отменяют многие положения о семье и браке царской России. Декреты "Об отмене брака" и "Об отмене наказания за гомосексуализм" (последний — в составе декрета "О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния") предоставляли женщине "полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение", вносили "право женщины на свободный выбор имени, места жительства".

Так, в революционном Петрограде 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета "Об отмене брака" шествием лесбиянок. На этом же шествии несли плакаты "Долой стыд". Этот призыв окончательно вошел в широкий обиход в июне 1918 года, когда несколько сот представителей обоих полов прошлись по центру Петрограда совсем голыми.

Со временем женщины перестанут носить комиссарские куртки и головные уборы

С приходом к власти Сталина сексуальная революция 1920-х годов сходит на нет. Индустриализация требовала направить силы на строительство коммунизма, а не на сексуальные развлечения. Институт семьи снова приобретает прежнюю силу. Запрещаются аборты и гомосексуальные связи. В 1934 году потерял силу декрет "Об отмене брака".

С первых дней советской власти женщины активно включились в процесс строительства коммунизма. Фактически разорвав семейные узы, женщины стали получать образование, включились в общественную жизнь, занимали посты в новой системе государственной власти. При этом появилась когорта безответственных женщин, не связанных семейными узами и детьми. Многие рожденные дети частенько переходили в разряд беспризорных, поэтому со временем пришлось менять отношение к свободной любви. Снова восстанавливается образ женщины-матери и труженицы. Женщины перестают носить мужскую одежду не только в быту, но и в кино. Все помнят знаменитый вопрос профессора Преображенского из "Собачьего сердца" Михаила Булгакова "Вы мужчина или женщина", который Филипп Филиппович задал одному из непрошеных гостей. На что персиковый юноша в кожаной куртке ответил "женщина" и сильно покраснел. Со временем женщины перестанут носить эти комиссарские куртки и головные уборы, на экранах появятся образы женщин ученых, тружениц, колхозниц.

В 1920 годах примерно 270 тысяч женщин перестали носить чадру

Процесс эмансипации женщин в Азербайджане начинает набирать оборот после двух революций 1917 года. Впервые на мусульманском Востоке в 1919 году в Азербайджанской Демократической Республике женщинам предоставляются избирательные права. Пришедшие в 1920 году к власти большевики спешно занимаются женским вопросом.

Конечно, в исламском регионе сексуальную революцию не совершишь, но кампанию против ношения чадры организовать можно. Вовлечение женщины в общественную жизнь началось с движения за снятие чадры. Уже в 1920 году по инициативе ЦК АКП(б) в Баку был открыт Центральный женский клуб имени Али Байрамова, где на первом же собрании семь азербайджанок сбросили с себя чадру. Революционерка Айна Султанова была яростной противницей чадры, открыто призывала женщин избавляться от мусульманского головного покрытия. В 1920 годах примерно 270 тысяч женщин перестали носить чадру.

Один из символов женской свободы воплощает в себе памятник "Освобожденной женщине" (Azad qadın heykəli) скульптора Фуада Гахраманова, установленный в Баку в 1960 году. Монумент ассоциируется с образом героини пьесы Джафара Джаббарлы "Севиль". В те годы это было довольно известное произведение, не раз воплощенное на сцене драматического театра. Интересно, что в Баку все памятники, имевшие отношение к социалистическому прошлому, убраны с улиц столицы, но памятники Айне Султановой и "Освобожденной женщине" все еще сохраняются. Примечательно, что нарком юстиции Айна Султанова стала первой женщиной в Совете министров АзССР.

После 1920 года женщина перестала быть объектом купли-продажи

Безусловно, несмотря на все усилия большевиков большинство женщин Азербайджана не отказалось от головного покрытия. Патриархальный образ жизни даже сегодня присутствует во многих регионах страны. Особенно традиций придерживаются в бакинских селах, где ношение головного убора является обязательным атрибутом женщины.

Головной убор не главный показатель свободы и закрепощенности женщины, так как после восстановления государственной независимости Азербайджана многие женщины добровольно надели хиджаб, современную форму чадры. Женщины в хиджабе владеют бизнесом, получают образование, активно включаются в общественную жизнь.

После 1920 года изменилось одно правило: женщина перестала быть объектом купли-продажи. Картина тех лет хорошо изображена в бессмертном произведении Узеира Гаджибейли "Не та, так эта", где главная героиня 15-летняя Гюльназ есть главный объект торга между отцом Рустам беком и Мешеди Ибадом. Тогда дела решались именно так: назначалась сумма за женщину и после выплаты она фактически становилась рабыней в доме супруга. Постепенно такой взгляд на женщину уступает место иным социальным отношениям. Хотя и сегодня женщина может быть объектом торга, но только в иных формах. В современном фильме "Занавес" (Pərdə) героиня картины становится жертвой внутрисемейных разборок, не может в полной мере построить счастливую жизнь с любимым человеком благодаря желанию окружающих решать материальные проблемы клана с помощью "выгодного" брака.

Сегодня женщины Азербайджана наравне с мужчинами получают образование, занимают ответственные посты в структурах власти и бизнеса, и при этом все еще являются хранителями традиционных взглядов. Они консервативны и в целом не принимают свободных отношений вне брака, противятся новым веяниям с Запада.

Общество полностью не сформировало модель поведения в отношении женщин.

Стала ли женщина Азербайджана свободной и раскрепощенной? Живет ли женщина лучше и счастливее, чем раньше? Эти вопросы требуют детального расследования. Безусловно, современная женщина чувствует себя намного увереннее и независимее, но при этом и в современном мире она все еще остается объектом купли-продажи. Об этом свидетельствует рост числа фактов проституции, торговли людьми. Внутрисемейная агрессия тоже остается довольно высокой, телевидение и СМИ постоянно сообщают о случаях насилия. И не только мужчины проявляют неадекватное поведение в отношении женщин, но порой молодые женщины становятся объектом агрессии, которую проявляют иные родственницы. Главная проблема заключается в том, что общество полностью не сформировало модель поведения в отношении женщин.

Советские стереотипы, религиозные представления, ментальные установки и современная система образования образуют дикую смесь без четкого осознания роли и модели поведения женщины в обществе. Можно сказать, что сами женщины точно не знают, как им лучше жить: по-западному или по-восточному. С грузом ответственности на работе и в семье или беззаботно, свалив все на дражайшего супруга.

Ответить на это так же сложно, как разрешить шекспировскую дилемму "быть или не быть". Время расставит все на свои места.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Теги:
Женщина, Права, Азербайджан

Главные темы

Орбита Sputnik