Новости

Гусейнгулу Сарабский, великий Меджнун азербайджанской сцены

© The Mumtaz Azerbaijan State Archives of Literature and ArtsГусейнкули Сарабский в роли Меджнуна в 1909 году
Гусейнкули Сарабский в роли Меджнуна в 1909 году - Sputnik Азербайджан
Подписаться
В 1891 году 12-летний Гусейнгулу впервые увидел театральное представление – любительскую постановку "Хан Сарабский", по мотивам пьесы Мирзы Фатали Ахундова "Визирь Ленкоранского ханства". С того времени мальчик буквально заворожен театром, его неуклонно тянет к сцене, он не мыслит себя вне искусства.

Событие, сыгравшее выдающуюся роль в развитии не только культуры азербайджанского народа, но и всего мусульманского Востока, произошло в Баку 12 января 1908 года. Речь идет об опере Узеира Гаджибейли "Лейли и Меджнун".

Билеты на спектакль были распроданы задолго до премьеры. Улица перед театром была заполнена любителями театра, многие из которых приехали из других азербайджанских городов.

Буря аплодисментов, одобрительный гул и возгласы сопровождали всю оперу, вылившись к ее финалу в овацию. По словам очевидцев, Баку еще не видел такого необычного зрелища. На сцену вызывали всех создателей спектакля, заполнившие галерку тагиевского театра гимназисты и учащиеся реального училища выкрикивали имена его создателей. На сцене, широко улыбаясь, стояли творцы этого необычного для того времени для Востока действа: композитор Узеир Гаджибейли, режиссер-постановщик оперы Гусейнбала Араблинский и исполнитель роли Меджнуна Гусейнгулу Сарабский. Это был их триумф.

По-разному сложились судьбы этих трех великих азербайджанцев. Сегодня я расскажу вам о первом и самом лучшем исполнителе роли Меджнуна, корифее азербайджанской сцены Гусейнгулу Сарабском…

С  оркестром Театро Камунале в Болонии - Sputnik Азербайджан
Азиз Шохакимов: музыка — моя религия

Будущий известный азербайджанский театральный деятель, актер, режиссер, педагог, один из основоположников национального оперного актерского мастерства Гусейнгулу Мелик оглу Сарабский (Рзаев) родился 20 марта 1879 года в Баку.

Семья его была бедной, и детство, юность и молодость Гусейнгулу прошли в трудностях. Смолоду он не чурался самой тяжелой работы для того, чтобы обеспечить себе пропитание и помочь семье. Юный Гусейнгулу зарабатывал себе на жизнь работой в кузнице и на камнетёсе. Но изнурительный труд не смог выбить у юноши его природную любознательность и тягу к просвещению. Он пользовался любой выпавшей возможностью, чтобы восполнить свои знания. Гусейнгулу, несмотря на усталость после тяжелой работы, стал активно посещать бесплатные курсы русского языка для бедных, спонсированные нефтяным миллионером-меценатом Зейналабдином Тагиевым.

Особенное место в жизни юного каменотеса занимало искусство. В 1891 году 12-летний Гусейнгулу впервые увидел театральное представление – постановку азербайджанских актеров-любителей под названием "Хан Сарабский", по мотивам пьесы Мирзы Фатали Ахундова "Визирь Ленкоранского ханства". Впечатленный спектаклем мальчик впоследствии выберет себе сценический псевдоним "Сарабский". С того времени он буквально заворожен театром, его неуклонно тянет к сцене, он не мыслит себя вне искусства.

Любовь к музыке, стремление к исполнению песен зародилось у Гусейнгулу с детских лет. Он с самых малых лет был увлечен мугамом и в будущем он стал одним из блестящих его исполнителей. Часто Сарабского, у которого был очень красивый голос, приглашали в качестве исполнителя народных песен на религиозные мероприятия.

Ханский дворец за крепостной стеной в Экскурсии по Городу ветров - Sputnik Азербайджан
Видео
Ханский дворец за крепостной стеной в "Экскурсии по Городу ветров"

Первым сценическим опытом Сарабского явилась роль Расула в постановке пьесы Наримана Нариманова "Шамдан-бек". Впоследствии он играл в ряде спектаклей по мотивам произведений азербайджанских и европейских авторов, но его творческий талант был особо оценен после его роли в "Альманзоре" Гейне.

Сарабский постепенно становился известным среди творческих кругов Баку. Великий композитор Узеир Гаджибейли, услышав его прекрасное исполнение мугама "Хиджаз-и араби", особо отметил талант Сарабского, после чего безоговорочно выбрал его на главную роль на премьере своей оперы "Лейли и Меджнун".

Над этой оперой братья Гаджибейли начали работать в 1907 году в бакинской гостинице "Исламиййе". В основу текста "Лейли и Меджнун" были положены лирические отрывки одноименной поэмы Магомеда Физули, одновременно добавлялись и собственные сочинения. Для различных вокальных номеров, например для исполнения отца Меджнуна, выбирались мелодии мугамов "Раст" и "Чахаргях", а для Меджнуна — "Шикестейи-фарс", "Баяты-шираз", "Сегях" и других. Узеир-бек перекладывал на ноты отрывки народных песен и музыку собственного сочинения, создавая таким путем благодатную полифоническую ниву для хоровых выступлений. В одноголосой азербайджанской, и в целом восточной, музыке полифонию, то есть многоголосие, применил именно Узеир-бек.

Семья Мирахмед хана. В центре: Мирахмед хан и его жена Туграханум - Sputnik Азербайджан
Последний подарок красавице Закавказья от последнего хана

Опера "Лейли и Меджнун" завоевала огромную популярность и успех. Это объяснялось тем, что Азербайджан с нетерпением ждал  постановки национальной оперы на родной театральной сцене. А в "Лейли и Меджнуне" сочетались подлинная народная музыка и знаменитый классический сюжет. В успехе оперы также неоценимую роль сыграли артисты, особенно исполнитель партии Меджнуна Гусейнгулу Сарабский.

Роль Меджнуна принесла Сарабскому такой успех, что в последующие 30 лет он исполнил ее около 400 раз. В этой роли он выступал в еженедельных постановках в Баку и на гастролях в Тифлисе, Елизаветполе, Эривани, Владикавказе, Тебризе, Реште и Тегеране.

В дальнейшем Сарабский исполнял главные партии в операх "Шах Исмаил" Муслима Магомаева, "Ашиг Гариб" Зульфугара Гаджибекова и таких опереттах Узеира Гаджибейли, как "О олмасын, бу олсун" ("Не та, так эта"), "Аршин мал алан".

С 1910 года Сарабский занимается режиссурой. Он ставит такие пьесы, как "Рустам и Зохраб" (1910 год), "Муж и жена" (1910 год), "Аршин мал алан" (1913 год) Узеира Гаджибейли, "Мертвецы" (1916 год) Джалила Мамедгулузаде и другие. Он также пишет несколько пьес ("Невежество", "Кто ищет, тот найдет", "Что посеешь, то и пожнешь") и песен ("Муган", "Даглар").

В 1923-1926 годах Сарабский основал театральную труппу в Шемахе и драматический театр в Агдаме. В 1936-1937 годах Сарабский написал книгу "Старый Баку", где, наряду с исторической и этнографической информацией, рассказал о богатых музыкальных традициях города. В 1940-1942 годах Сарабский преподавал оперу и мугам в Азербайджанской государственной консерватории. Его ученицами являлись такие известные певицы, как народные артисты Сара Гадимова и Шовкет Алекперова.

Дом, где жил Аббас Мирза Шарифзаде - Sputnik Азербайджан
Нельзя терять Баку

Он никогда не забывал своего прошлого, ту нужду, в которой он жил. Став знаменитым народным артистом, он никогда не отказывал в помощи тем, кто в ней нуждался. Сарабский был великим артистом и добрейшим человеком, которым восторгался и любил весь Азербайджан.

Этот человек очень многое сделал для развития азербайджанской сцены и был полон творческих замыслов. Но коварно подкравшаяся болезнь лишила Сарабского этой возможности. Предчувствуя свой скорый конец, он пожелал увидеться с оперной певицей Агигат Рзаевой, с которой провел на сцене 15 лет, и попросил ее исполнить арию из оперы "Лейли и Меджнун". Когда полились чарующие звуки, на лице у великого артиста появилось умиротворение, он улыбнулся. Может, именно в этот момент он вспомнил события 12 января 1908 года, Тагиевский театр, себя в одеянии Меджнуна, стоящего на сцене, восторженные и нескончаемые овации и много, много цветов…

16 февраля 1945 года Гусейнгулу Сарабский, великий Меджнун азербайджанской сцены, покинул этот мир.

Лента новостей
0