12:14 16 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0258
  • EUR1.9267
АЗЕРБАЙДЖАН

Зрителю нужны не только развлекательные спектакли, но и классика - Наталья Шаровская

АЗЕРБАЙДЖАН
Получить короткую ссылку
34 0 0

За последнее время было поставлено много новых спектаклей - «Танец сами покрывал», «Квартиранты ада», «Братья Карамазовы», «Федра», ставится спектакль «Последняя попытка» режиссером из Москвы Беляковичем

БАКУ, 14 апреля - «Новости-Азербайджан», Диана Исаева.

Русский драмтеатр имени Самеда Вургуна 25 апреля представит вниманию бакинского зрителя премьеру спектакля «Федра», поставленного по пьесе Жана Расина. Данный спектакль приурочен к юбилею заслуженной артистки Азербайджана Натальи Шаровской, которая ответила на вопросы  в интервью  «Новости-Азербайджан»:          

- Как начинался путь актрисы Натальи Шаровской, мечтали ли вы в детстве о профессии актрисы?  

- Я мечтала стать актрисой с самого детства. Правда, также мечтала стать балериной, и когда была маленькой, говорила – «Я буду Улановой!». С детства себя помню, всегда во что-то переодевалась, вставала на стул, выступала перед родственниками, танцевала, пела. Говорила, что хочу быть на сцене. В детстве я занималась балетом, гимнастикой, музыкой, ходила на плавание. Мои родители многое в меня вложили, и дали все необходимое для будущего развития. Даже я своему сыну не посвящала столько времени в связи со своей занятостью. Но в большой профессиональный балет мама меня не пустила, хотя ее просили, и к тому же у меня были способности. - Что послужило причиной?

- Моя мама считала, что профессия балерины - это очень тяжелый труд. Если уж отдаваться этой специальности, надо быть примой, ну а в кордебалете быть в подтанцовках постоянно – это не дело. Сейчас я маме благодарна за то, что не пустила меня в балет, так как это действительно тяжкий труд. Балерины уходят рано на пенсию, к тому же у них с возрастом начинаются болезни ног и прочее. В выборе же актерской профессии мама меня поддержала. Считаю, что актер должен уметь все, тем более современный. Он должен быть синтетическим и обязан хорошо владеть своим телом, обладать хорошей координацией, голосом, для того чтобы показать это мастерство перед зрителями. В театральном институте нас всему этому учили.

 - Помните ли свою первую роль в театре?

- Моя первая роль состоялась на большой сцене горячо мною любимого театра Русской драмы. Помню, была на втором курсе института и меня пригласили на роль Наташи в спектакле «На дне» Горького. Ставил спектакль народный артист СССР Мехти Мамедов. Он был моим учителем, мастером, кстати, и в институт также он меня принимал, за что я ему очень благодарна. В те времена он был главным режиссером нашего театра, он же и пригласил меня на роль в спектакль, это был мой дебют. Помню, тогда я играла с величайшими артистами. Стояла на одной сцене с Гинзбургом,  Груббером,  Лизгишвили, Тумаркиной и другими, а партнером в моем дебюте был сам Александр Яковлевич Шаровский, который играл Ваську Пепла.

- Наверное, с этого все и началось. Судьба свела вас с Александром Яковлевичем на сцене Русской драмы?

- В принципе, да. Потом были некоторые перипетии судьбы, затем снова соединились.

- Сложно ли, когда оба супруга принадлежат одной профессии?

- Мне кажется, это не сложно, а даже хорошо. Когда оба супруга одной профессии, то они понимают друг друга и говорят на одном языке. В любой профессии есть такие термины, которые человек другой профессии не поймет. И вообще, в целом, в творчестве хорошо, когда люди понимают друг друга и говорят на одном языке, так как творческие люди более эмоциональны, ранимы, с богатой фантазией.

- Говорите  ли вы с Александром Яковлевичем дома о рабочих процессах?

- У нас с мужем такая договоренность - не говорить дома о театре, так как Александр Яковлевич не любит это, хотя иногда и случается. У нас есть свои проблемы, свои дела, которые надо решать вне театра, и мы стараемся по возможности не касаться работы, так как дома надо расслабляться.

- Если вспомнить последние гастроли Санкт-Петербургского театра, то в первый день премьеры в спектакле была продемонстрирована откровенная сцена. Как известно, по просьбе зрителей, на следующий день эту сцену убрали. Неужели наш зритель все еще не готов к этому, а вроде бы к Европе стремимся…

- Согласна, конечно, странно, что наш зритель все еще реагирует так. Конечно же, у Баку всегда были свои традиции, своя культура. Но учитывая веяние времени, Интернет и экраны телевизоров насыщены откровенными сценами. Казалось бы, должны спокойно относиться к этому.  Как видно, у нас еще остались свои традиции, и есть сдерживающий фактор, хотя по лицам зрителей видно, как они с интересом на это смотрят.

Можно допускать эротические сцены, когда это поставлено красиво. Кстати, американцы ставят их очень искусно, и на них смотришь, как на произведение искусства. Другой вопрос, когда это делается специально для того, чтобы таким образом привлечь публику. Некоторые спектакли страдают тем, что сцены преподносятся несколько пошло, для того, чтобы просто показать зрелище. На сцене все должно быть продумано до мелочей, и малейшую оплошность нельзя допускать.

- Какими постановками можно заинтересовать современного зрителя? Существует тенденция, что зритель требует веселых, комедийных постановок.

- Есть зритель, который хочет придти и подумать, посопереживать. А ведь это здорово, когда ты приходишь в зал, и видишь, такие ценности, как любовь, страсть, ревность. И в зрителе что-то всколыхнет, и он вспомнит о своем. У меня тоже так было. Это такое очищение, катарсис, который необходим человеку. Бывают, конечно, хорошие и умные комедии, но иногда и поплакать тоже хочется. Есть зритель, который задает вопрос: «Почему мало классики?», хотя наш театр не страдает классическими постановками и у нас хороший репертуар. Думаю, что зрителю не нужны только развлекательные спектакли, во всяком случае, я на это надеюсь и верю в нашего зрителя. Просто должен быть хороший подбор драматургического материала.

- Трудно ли в настоящее время современному актеру завоевать известность?

- То, что профессия актера мало оплачиваема, это факт. Но это не только в Азербайджане, но и в России, за исключением нескольких театров, которые имеют хорошие дотации и неплохих спонсоров. Современным актерам приходится подрабатывать озвучкой, дополнительными съемками, вести какие-то праздники, сотрудничать с другими театрами. Зачастую, в русскоязычных театрах Баку играют актеры русской драмы. Трудно приходится людям этой профессии, но это веяние времени.

На мой взгляд, считаю, что разменивать себя, подрабатывая в других театрах, не очень хорошо. Надо все же отдаваться полностью театру, в котором ты работаешь, как это было в советское время. Мы живем в тяжелое время, когда главным являются деньги. Особенно тяжело приходится мужчинам актерам, так как необходимо обеспечивать семью.

Что касается известности, то это зависит от таланта и по большому счету от удачи. Если актер талантлив, то он может пробиться, и его заметят. Путь к узнаваемости – это телевидение.  Театральных актеров не знают так, как артистов кино. К сожалению, популярным может стать человек и не очень талантливый.   

- В театрах намешано много энергетических волн, которые остро воспринимают чувствительные люди. Приходилось ли вам лично с этим сталкиваться?

- Вообще, сам театр – это одна большая энергетика. Творческие люди очень эмоциональны, они обладают какой-то особой энергией. На сцене актер проживает целую жизнь. Также говорят, что в театре живут души актеров, которые до этого выходили на сцену. Да и вообще говорят, что актерские души витают в театре. Правда, сама лично не сталкивалась с призраками. При жизни знала многих великих артистов, работавших в Русской драме. Наше поколение актеров часто вспоминает тех, кто покинул театр навсегда. О них напоминают какие-то реквизиты, костюмы, в которых они играли.

- Верите ли вы в приметы? Слышала, что у актеров есть свои приметы.

- Да, это верно. По своей натуре актеры вообще суеверный народ. К примеру, есть такая примета - если лист с ролью перед выходом на сцену упал на пол, то нужно обязательно сеть на него в том месте, где это случилось, и, не отрываясь, поднять его. Это всем известная общепризнанная театральная  примета. Также на территории театра нельзя грызть семечки. Конечно же, в театре запрещено употреблять чеснок, но это чисто c точки зрения этики, так мы работаем с партнерами. У каждого актера свои приметы, каждый настраивается по-своему.

- А у вас есть свои приметы?

 - Да, у меня тоже есть свое, но я говорить об этом не будут. Я человек православный и перед выходом на сцену осеняю себя крестным знаменем. Также не сажусь в театральном костюме перед выходом на сцену, но это я не отношу к примете, это мои личные принципы. Считаю, что выходя на сцену, актер должен выглядеть безупречно. 

- Ваш сын, когда был маленьким, сыграл в спектакле одну из ролей. Как сложилось, чем он сейчас занимается?

- Сейчас моему сыну 25 лет. Он никогда не хотел быть на сцене, в отличие от детей многих наших актеров, которые практически все выходили на сцену. Был у нас такой комедийный спектакль, назывался «Филумена Мартурано», в котором я так же исполняла роль. По спектаклю, у Филумены было трое сыновей, и одного из них играл мой сын Тимур. Он не пошел по нашим стопам, хотя хорошо разбирается в этом виде искусства, у него хороший анализ, разбор.

Тимур сейчас учится в Англии, он окончил там же колледж, далее университет. Он у меня космополит с западными взглядами. По первой специальности он химик, но он не пошел по ней, так как нужно было заниматься научной работой, по второй - международные отношения. Я горжусь своим сыном.

- Скоро состоится премьера вашего спектакля. Слышала, что будут введены какие-то новшества?

- По специальному заказу нам из Люксембурга доставлен специальный театральный линолеум для сцены, и это является большим новшеством, так как ни в одном театре в Баку его нет. Работать и ходить по такому полу – фантастика! Это большая заслуга нашего руководства, которое делает все во благо театра. Из Санкт-Петербурга приглашена художник по свету Светлана Николаенко – заслуженный деятель культуры. Долгое время она работала с известнейшим режиссером Львом Додиным. Художник по свету - это отдельное постановочное дело, там есть специальная партитура.

Ставятся новые грандиозные декорации, актерам шьются костюмы. Не буду все рассказывать заранее. Большое участие в подготовке к спектаклю принимает завпостановочной частью Ольга Аббасова и Саша Федоров.

Времени до спектакля мало, а много еще надо сделать. Всему коллективу приходится работать даже в выходные.

Что касается занятых актеров в спектакле, хотя по ролям актеров не много, зато собран очень хороший творческий состав. Спектакль очень музыкальный, в нем много пластики. Хореографом является Фуад Османов - заслуженный артист Азербайджана, он также является  прекрасным актером, и будет исполнять одну из ролей. Также в ролях заняты заслуженные артисты республики - Рита Амирбекова и Наталья Балиева, артисты - Максуд Мамедов, Заур Шафиев, Аскер Рагимов, Анаида Ростовкая, Белла Сафина и другие актеры театра.

Александр Яковлевич включил в спектакль древнегреческий хор, в котором будут задействованы  шесть молодых актрис, хотя у Расина этого нет.

- Какое время отведено для подготовки к спектаклю?

- На сцену мы вышли недавно, после премьеры «Братья Карамазовы». До этого мы репетировали в репетиционном зале. Сроки поджимают, но премьера уже объявлена, и отступать нельзя.

- В декабре театр отметит 90-летний юбилей, что-то готовите к этой дате?

- Конечно, будет подготовлен репертуар к юбилею, но на этот вопрос лучше ответит главный режиссер. К этой величайшей дате мы подходим с большим багажом. За последнее время было поставлено много новых спектаклей, с начала сезона мы сдали спектакль «Танец сами покрывал», «Квартиранты ада», «Братья Карамазовы», «Федра». Также  ставится спектакль «Последняя попытка», приглашенным нами главным режиссером «Тетра на Юго-Западе» из Москвы Беляковичем. То есть, получается шесть премьер с начала сезона, из них две - произведения классического репертуара.

- Вы упомянули спектакль «Последняя попытка». Тот же спектакль был поставлен в 1992 году и назывался «Хочу купить мужа», будете ли вы играть в нем?

- Да, я буду играть в нем одну из ролей. Спектакль «Хочу купить мужа» был замечательно поставлен и проходил с большим успехом. Я в то время танцевала в этом спектакле, и вспоминаю об этом с большой радостью. В спектакле были замечательные танцы, хорошая музыка. Спектакль ставится во второй раз, и в этом прочтении я буду играть роль Елены, а моим партнером будет заслуженный артист Фуад Османов. Мы будем играть роль мужа и жены. Теперь спектакль будет называться «Последняя попытка».

- Вот уже 30 лет вы на сцене,  и всегда в прекрасной форме. В чем секрет вашей молодости, прибегали когда-нибудь к пластической хирургии?

- Спасибо (смеется). К пластической хирургии никогда не прибегала, хотя думала об этом, но видя плохие результаты, мне становится страшно. После пластики многие люди теряют свою индивидуальность. Каждое утро я занимаюсь зарядкой, у меня есть свой комплекс упражнений, также подтягиваюсь на турнике. Считаю, что актриса обязана следить за своей внешностью. Я мало ем, веду здоровый образ жизни, не позволяю себе излишеств. Но тут еще играет фактор наследственности, это то, что заложено моими родителями. И еще, есть один секрет: у русских говорят - «Жена мужем красна». Мне очень повезло с моим супругом, наверное, это тоже отразилось на внешности. Для женщины необходимо быть любимой и любящей.

Вообще, актер должен быть всегда в форме - это наша работа. Сцена забирает очень много сил. Наша профессия только на первый взгляд кажется легкой, иногда я со сцены ухожу, теряя как минимум два килограмма. Также в постоянном напряжении голос, эмоции, в которые мы вкладываем всю душу. Говорят также, что сцена и лечит, и это правда. Артист может себя плохо чувствовать, но на сцене все забывается, это абсолютно проверено. У моей любимой героини Аркадины в спектакле «Чайка» есть замечательные слова «Я, милая, держу себя в струне»…


Главные темы

Орбита Sputnik

  • Житель города Риги на одном из избирательных участков во время голосования на парламентских выборах в Латвии.

    Меньше чем за неделю латвийцам удалось собрать 10 тысяч подписей под петицией за отмену компенсаций непереизбранным депутатам Сейма.

  • Логотип американской компании Amazon, архивное фото

    Литовские депутаты вместе с коллегами из других стран Балтии обратились к Amazon с просьбой убрать из продажи футболки с советской символикой.

  • Стадо колхоза Пограничник на пастбище. МССР, 1972 год.

    Иностранцам запретят покупать землю в Молдове. Такие положения содержатся в новом Земельном кодексе, принятом правительством.

  • Школьники, архивное фото

    В Таджикистане школьный учитель приговорен к 19 годам за вербовку учеников в ряды террористической группировки "Исламское государство".

  • На трассе слалома

    В Узбекистане будет создан первый зарубежный филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

  • Юри Ратас

    Премьер-министр Эстонии Юри Ратас, комментируя идею о создании единой армии Евросоюза, попытался угодить и Вашингтону, и Брюсселю.