Аналитика

Кризис в Красном море – шанс для Каспия: как Азербайджан развивает морскую логистику

Бакинский морской порт сегодня активно развивается – в прошлом году общий объем перевалки грузов составил более 7,3 млн тонн, что на 51% больше, чем годом ранее.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 29 ноя — Sputnik. Развитие транзитных возможностей и укрепление роли Азербайджана как международного транспортно-логистического хаба предполагает создание нескольких маршрутов, проходящих как по суше, так и по морю. В этом направлении Азербайджан проводит комплексную работу, модернизируя и усовершенствуя железные и автомобильные дороги, а также развивая морскую инфраструктуру страны.
Так, Азербайджан, который является участником таких международных транспортных проектов как "Север-Юг" и Транскаспийский коридор, выступает не только грузоотправителем по этим маршрутам, но и транзитером товаров по ним. В результате растут транзитные перевозки по стране по всем направлениям, в том числе морским транспортом.
Так, согласно данным Государственного таможенного комитета, в январе-октябре текущего года в Азербайджане морским транспортом перевезено 2,3 млн тонн грузов на общую сумму $2,1 млрд.
Таким образом, за указанный период объем перевозок вырос на 12,9%, а их стоимость – на 45,6% по сравнению с соответствующими месяцами прошлого года.
При этом морским транспортом за этот период было экспортировано 74,1 тыс. тонн грузов, что на 5,7% больше в годовом сравнении.

Возможности азербайджанской морской логистики

Годы работы по созданию морских транспортных узлов и инфраструктуры дали свои плоды – сегодня в Государственном морском и портовом агентстве Азербайджана и бербоут-чартерном реестре зарегистрировано 500 судов против 305 по итогам 2003 года. То есть за последние 20 лет количество зарегистрированных судов выросло на 39%.
В то же время в Реестре морских портов АР на сегодняшний день зарегистрировано семь портов. Кроме того, в прибрежных районах республики действует еще 21 объект морских операций с портовой инфраструктурой.
Морской транспорт в Азербайджане в настоящее время находится на новом этапе развития. Формирование транспортных коридоров, проходящих по территории страны, привело к активизации деятельности компаний, осуществляющих морские перевозки, а также к развитию морских портов, предприятий по строительству, модернизации и ремонту судов, повышению их функциональности.
Бакинский морской порт сегодня также активно развивается – в прошлом году общий объем перевалки грузов составил более 7,3 млн тонн, что на 51% больше, чем годом ранее.
В столичном порту проводятся работы по модернизации инфраструктуры, а также развитию его пропускной способности. Завершена первая фаза модернизации, в результате чего пропускная способность порта достигла 15 млн тонн.
Вторая фаза позволит пропускать через него до 25 млн тонн грузов, мощность перевалки контейнеров вырастет до 500 тыс. в год.

Кризис в Красном море – шанс для Каспия

Уже больше года как перевозки через Красное море и Суэцкий канал сопряжены с рисками, и поэтому грузоотправители выбирают альтернативные пути транспортировки грузов, как наземные, так и морские. В результате этого перевозки через Каспийское море приобрели особую ценность – только в 2023 году морские порты Азербайджана увеличили перевалку грузов на 13,8% по сравнению с 2022-м – до 13,376 млн тонн. При этом более 11 млн тонн пришлось на международные транзитные грузы.
В то же время, учитывая растущий спрос на суда на Каспии, в Азербайджане проводятся работы по развитию судостроения, расширению видов выпускаемых судов и увеличению мощностей производства.
Так, ЗАО "Азербайджанское каспийское морское пароходство" (ASCO) и Бакинский судостроительный завод в прошлом году подписали контракт на строительство нового судна типа Ro-Pax для перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов в рамках развития проекта по производству данного вида судов. Паромом можно будет перевозить 100 пассажиров, 56 вагонов-цистерн или 46 полувагонов, либо 50 грузовиков с полуприцепами.
В то же время вопрос сотрудничества в судостроительной сфере за последние два года периодически озвучивался и постоянно находился на повестке рабочих встреч и контактов представителей правительства Астраханской области РФ и Азербайджана.
Отметим, что бакинская верфь, проектная мощность которой составляет 25 тыс. тонн готовых металлоконструкций в год, является резидентом Гарадагского промышленного парка. Поэтому завод освобожден от уплаты налога на имущество, земельного и налога на прибыль, а также таможенных пошлин и НДС при ввозе производственного оборудования.
Эксклюзивы
Бабушкин о мотопробеге вокруг Каспия и гуманитарном сотрудничестве Астрахани и Баку