Эксклюзивы

Новый эксперимент: в Азербайджане появились "школы для старшеклассников"

Министерство науки и образования и Государственный экзаменационный центр АР должны совместно обсудить причины, по которым современные школы не способны дать учащимся весь необходимый запас знаний, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 30 сен — Sputnik. В будущем, если изменится модель экзаменов при поступлении в вузы, тенденция собирать X-XI классы в одной школе, их специализация (школы с уклоном) могут оказаться неэффективными.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди, комментируя реорганизацию в последнее время некоторых школ, в которых проводятся занятия только для X-XI классов.
Эксперт сообщил, что это нововведение уже начало действовать в ряде учебных заведений в регионах, а также в Баку.
Отметим, что в Азербайджане после реорганизации некоторых школ в них будут учиться только учащиеся X-XI классов. Такое нововведение вызвало недовольство родителей. Родители, у которых двое-трое детей учатся в одной школе, жалуются, что их детей "раскидали" по разным учебным заведениям. К тому же в X-XI классы реорганизуемых школ не принимают учащихся, набравших на выпускных экзаменах в IX менее 150 баллов.
Так, например, родители учеников сумгайытской городской школы №37 заявили СМИ, что детей, которые на выпускном экзамене в IX классе набрали менее 150 баллов, фактически выгоняют из этой школы в другие.
В Абшерон-Хызинском региональном управлении образования подтвердили, что в 2024/2025 учебном году ряд полных средних школ (X-XI классы) реорганизуется в соответствии с программой специального уклона и в них привлекаются лишь учащиеся, которые показали высокий результат на выпускных экзаменах в IX классе, то есть набрали 150 баллов и выше.
Учащимся сумгайытской городской школы №37, набравшим на выпускных экзаменах в IX менее 150 баллов, было предложено, с согласия родителей, перевестись в соседнюю общеобразовательную школу №27.
Аналогичная ситуация возникла некоторое время назад и после реорганизации средней школе №6 города Шеки. Шеки-Загатальское региональное управление образования распространило информацию по данному вопросу и заявило, что в реорганизованной школе учащимся будут предоставлены идеальные условия и современные методы обучения для достижения успехов на уровне полной средней школы. Здесь учителя будут подбираться из числа опытных и профессиональных преподавателей с высокими академическими показателями.

Почему госагентство хранит молчание?

Отметим, что 30 августа информагентство Sputnik Азербайджан направило в Государственное агентство дошкольного и общего образования запрос в связи с реорганизацией деятельности некоторых общеобразовательных учебных заведений, которые преобразованы в школы с уклоном. На момент написания статьи с даты отправки журналистского запроса госагентству прошло 15 рабочих дней, но официального ответа так и не последовало. В отделе по связям с общественностью ведомства корреспонденту Sputnik Азербайджан сообщили, что "в ближайшем будущем по этому вопросу будет сделано широкое заявление для общественности".
По информации, полученной Sputnik Азербайджан из достоверных источников, учебный процесс в реорганизованных школах будет организован по программе, охватывающей восемь предметов, по 37 часов в неделю в зависимости от группы. Учащиеся этих школ будут обеспечиваться горячим питанием за счет государства. Все ученики, которые будут учиться в таких школах, будут обеспечены как учебниками, так и внеклассными пособиями, а также ноутбуками. Занятия будут проводить авторитетные преподаватели с высоким рейтингом.
Отметим, что ученикам, которые будут учиться в школах, участвующих в этом пилотном проекте, будут давать гарантию поступления в университет с высокими баллами. Считается, что это не позволит ученикам X-XI классов таких школ уклоняться от учебы и "отвадит их" от репетиторов.

Если модель экзаменов изменится, нововведение окажется неэффективным

Эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди считает, что "заточенность" нескольких общеобразовательных школ только под X-XI классы - это всего лишь эксперимент и только время покажет, будет ли эффективной такая специализация школ.
Эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди
"Если в будущем формат приема (в вузы – ред.) изменится, то этот метод может оказаться неэффективным. Кроме того, он создает проблемы для родителей. Выбирая школу для своего ребенка, родители, как правило, отдают предпочтение общеобразовательному учреждению, которое находится недалеко от дома. И я считаю неправильным шагом из-за специализации отдельных школ перераспределять их учащихся в другие учебные заведения. Поэтому считаю, что недовольство родителей оправдано. Было бы лучше организовать такую специализацию в каждой школе. Но не исключено, что объединение X-XI классов может оказаться эффективным", - сказал эксперт.
Эфенди также считает неправильным отбирать самых лучших учителей и направлять их в пилотные школы с уклоном.

Что обещает новый принцип специализации школ?

Другой эксперт по вопросам образования Кямран Асадов сказал Sputnik Азербайджан, что этот процесс, называемый специализацией школ, связан с применением международной образовательной практики и направлен на обеспечение развития узконаправленного образования на основе мировых тенденций.
"Реорганизация школ в Азербайджане, обучение только X-XI классов в 11-летних школах и перевод остальных классов в другие школы является одним из новшеств в нашей системе образования. Специализация школ (уклон) означает направление учащихся в профильные школы начиная с X класса. Этот подход в значительной мере ориентирован на то, чтобы учитывать интерес учащихся к тем или иным направлениям (естественные науки, гуманитарные науки, иностранные языки и т.д. – ред.), и применяется для того, чтобы они получили образование в соответствии с их способностями", - сказал Асадов.
По его словам, специализация школ является широко применяемым механизмом в системах образования в мире. Процесс, начатый в Азербайджане, призван создать условия для того, чтобы старшеклассники более ответственно подходили к выбору будущей профессии, осваивать которую им предстоит в вузе
Как отметил эксперт, до последнего времени в республике было около 400 школ с уклоном, а нововведение, которое начали внедрять с этого учебного года, охватывает около 9% от общего количества общеобразовательных учебных заведений. Этот процесс постепенно расширяется, и с каждым годом все больше школ переходит к специализации. Целью такой "переориентации" является более глубокое образование в профильных учебных заведениях.
Что касается недовольства родителей, то, по словам Асадова, основные претензии родителей заключаются в том, что их дети вынуждены учиться в разных школах. А это создает сложности в логистике и повседневном режиме жизни семьи.
"Например, в школах, расположенных в Баку, эти изменения заставили родителей тратить больше времени на поездки из одной школы в другую, а это еще больше усугубляет ситуацию с заторами на столичных дорогах, создавая дополнительную нагрузку. Но есть в этом и положительная сторона, которая заключается в том, что учащиеся школ с уклоном получают более глубокие знания. Например, в классах с уклоном на технические дисциплины дети больше фокусируют свое внимание на изучении таких предметов, как математика, физика и химия, что помогает им в будущем выбирать технические и инженерные специальности", - сказал эксперт.

Зарубежный опыт

Асадов отметил, что образовательные системы Финляндии и Германии имеют высокий уровень специализации.
Эксперт по образованию Кямран Асадов
Например, в Германии школы под названием Gymnasium (гимназия) рассчитаны на более академически ориентированных учащихся. Другие школы специализируются на профессиональном образовании. В Финляндии образование организовано с учетом индивидуальных интересов учащихся, что повышает качество образования, специализация у них более гибкая, учитываются интересы каждого учащегося и применяется индивидуальный подход в соответствии с его способностями.
Многие средние школы в Соединенных Штатах являются специализированными - это magnet schools и charter schools. Они специализируются по определенным направлениям, например, по направлению искусства, технологий и науки, и в них созданы более благоприятные возможности, чтобы учащиеся максимально раскрыли свой потенциал, объяснил эксперт.

Учащиеся классов с уклоном показывают более высокие результаты

Согласно данным статистики, отметил Асадов, более 10% средних учебных заведений страны - это школы с уклоном, где соответствующие занятия посещают около 30% учащихся.
"Как показывает мировая статистика, академические результаты учащихся, получающих образование в школах с уклоном, выше, чем у обучающихся в обычных общеобразовательных школах. Так что недовольство родителей проистекает в основном из организационных и управленческих вопросов, связанных с этой инновацией в образовательном процессе", - сказал Асадов.
Но в долгосрочной перспективе, считает он, преимущества специализации школ могут привести к бОльшей специализации будущей академической и профессиональной жизни студентов. Адаптация азербайджанской системы образования к более современным мировым тенденциям направлена на повышение качества образования. Однако при внедрении таких изменений в местную практику важно всячески поддерживать родителей и налаживать эффективное коммуницирование с ними, подчеркнул собеседник.
Таким образом, по мнению эксперта, специализация школ в Азербайджане создает возможность учащимся получить профильное образование. Однако важно решать практические вопросы и внимательно учитывать мнения родителей. Мировой опыт показывает, что специализация школ повышает качество образования и создает более прочную основу для будущей карьеры завтрашних студентов.

Образование в школах должно быть полным

Еще один эксперт по вопросам образования, бывший депутат парламента Этибар Алиев, заявил, что не считает это нововведение в образовании положительным. Он сказал, что школьное образование должно быть полным. Учащиеся должны иметь возможность учиться в школе на всех уровнях образования (начальная, средняя и старшая школа – ред.). Иными словами, считает экс-депутат, все эти уровни должны быть сосредоточены в одной школе, именно в этом и состоит суть полного среднего образования.
"Нехорошо убирать из школы другие уровни образования. Школа - это не место для экскрементов, это достаточно консервативное место. В школе должна быть организована физическая подготовка, воспитание и обучение учащихся. Школа не должна превращаться в место для выполнения тестовых заданий. Если, как заявляют авторы проекта, это делается для того, чтобы предотвратить обращение старшеклассников к репетиторам, то это означает, что школа в широком смысле слова утратила свою образовательную функцию", - сказал Алиев.
Эксперт напомнил, что в 2013 году в Азербайджане была принята Государственная стратегия развития образования. В этом документе предусматривалось проведение процесса специализации в старших классах в течение последующих 11 лет.
"Получается, что все эти годы процесс специализации в школах не проводился. Хотя в действительности этот процесс следовало бы убыстрить", - сказал Алиев.
Собеседник также отметил, что основная функция школы сводится к тому, чтобы ученик в полном объеме получал все знания, предусмотренные школьной программой, не прибегая к услугам репетиторов.
"Министерство науки и образования и Государственный экзаменационный центр должны совместно обсудить причины, по которым эта задача ими не выполняются. Диалога между этими двумя ведомствами на данную тему я еще не видел", - констатировал бывший парламентарий.
Эксклюзивы
Школы, воспитывающие будущих Илонов Масков - что такое образовательная система STEAM?