Новости

Не успели помириться – как нефтепровод стал яблоком раздора между ОАЭ и Израилем

© AP Photo / John MooreCотрудник саудовской нефтяной компании Aramco на нефтяном месторождении Аль-Хаута, Саудовская Аравия
Cотрудник саудовской нефтяной компании Aramco на нефтяном месторождении Аль-Хаута, Саудовская Аравия - Sputnik Азербайджан, 1920, 21.06.2021
Подписаться
Отношения ОАЭ и Израиля в первый раз с перемирия в 2020 году оказались под угрозой и, похоже, Израиль не хочет допустить их порчи. Что происходит между недавними врагами и при чем тут иранский трубопровод, разбирался обозреватель Sputnik Азербайджан.

Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид совершит свой первый зарубежный визит в Объединённые Арабские Эмираты, и это станет первым визитом члена Кабинета министров Израиля в Абу-Даби после подписания "Соглашений Авраама".

На протяжении многих лет все новые министры иностранных дел и президенты Израиля традиционно совершали свой первый зарубежный визит в США – ближайший соратник и защитник Тель-Авива. Именно поэтому визит Лапида в ОАЭ вызвал множество вопросов – что заставило главу МИД Израиля поехать в Абу-Даби и не извиняться ли едет министр? А извиняться есть за что – новый министр охраны окружающей среды обидел арабов.

Трубопровод раздора

Израиль и ОАЭ, отношения которых в последнее время резко улучшились и стали неким примером поговорки "от ненависти до любви один шаг", могут пережить первую волну кризиса. Новый министр охраны окружающей среды Израиля Тамара Зандберг способна стать тем самым яблоком раздора – сразу после вступления на должность Зандберг призвала разорвать контракт, подписанный с Абу-Даби о строительстве нефтепровода, который позволит поставить нефть из Персидского залива на рынки Европы.

Причиной она назвала то, что нефтепровод может стать мишенью террористических атак, что приведет к экологической катастрофе. Слова министра сразу осудили на высшем уровне в Израиле - депутаты Кнессета уже начали высказывать свое недовольство ее словами. Так, депутат Нир Баркат раскритиковал слова Зандберг и заявил, что высказывания министра ставят под угрозу хрупкий мир с ОАЭ.

Нефтепровод в Израиль - был иранский, стал арабский

Соглашение о строительстве нефтепровода, который позволит транспортировать нефть из ОАЭ на рынки Европы через Средиземное море, было подписано 19 октября 2020 года. Планируется, что нефть будет поставляться по морскому нефтепроводу из региона Персидского залива в порт израильского Эйлата в Красном море, и дальше по трубопроводу в Ашкелон на Средиземном море, а оттуда уже на европейские рынки.

Что интересно, изначально трубопровод был построен в 1969 году в сотрудничестве между Израилем и Ираном, еще при правлении шаха. Он предусматривал поставки иранской нефти в Израиль и на рынки Европы и был альтернативой поставкам по Суэцкому каналу, который президент Египта Джамаль Абдель Насер перекрыл двумя годами ранее в 1967 году. Поскольку три четверти иранской нефти шли через Суэц, Ирану не оставалось ничего другого, кроме как использовать трубопровод через Израиль. Эксплуатация трубопровода в направлении из Ирана была остановлена после Исламской революции в Иране в 1979 году.

Именно этот существующий трубопровод оказался как нельзя кстати после нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, и использование его для поставок арабской нефти из Персидского залива оказалось очевидным. Некоторые источники сообщают, что перекачка эмиратской нефти по трубопроводу уже началась 4 мая 2021 года.

Эмиратские шейхи недовольны

Источник в правительстве ОАЭ сообщил израильской газете Israel Hayom, что расторжение израильским правительством соглашения по перекачке эмиратской нефти в Израиль и далее в Средиземное море может вызвать кризис в отношениях Абу-Даби и Тель-Авива и возникнет опасность стабильности "Соглашений Авраама".

Для Израиля, который удовлетворяет свои потребности в нефти за счет импорта, поставки из ОАЭ крайне важны. Страна выиграет не только от диверсификации источников импорта, но и будет иметь дополнительный доход от транзита и поставок нефти из Персидского залива в Европу.

Согласно оценке израильских экспертов, Израиль получит от соглашения с ОАЭ около 800 миллионов долларов в течение пяти лет. В случае реализации соглашения до израильского порта Эйлат будут транспортироваться десятки миллионов баррелей нефти на 120 танкерах в течение года.

Учитывая то, что в данный момент все объемы эмиратской нефти успешно поставляются в Европу по Суэцкому каналу, ОАЭ, в принципе, ничего не теряет от расторжения контракта. В проигрыше окажется Тель-Авив, который потеряет и дополнительные объемы нефти, и дивиденды от транзита эмиратской нефти, а в еще худшем случае - еще и вернется на стартовую позицию в отношениях с арабами. А если отношения с ОАЭ окончательно испортятся, Тель-Авив потеряет не только самого надежного союзника в регионе, но и лишится миллионных инвестиций, которые Абу-Даби обещал вложить в различные проекты Израиля.

Кроме того, израильские компании также окажутся в стороне от ряда проектов, которые планируют реализовать в ОАЭ. Абу-Даби доверил израильским компаниями проекты по строительству системы ПВО для отражения вероятного удара Ирана по территории страны, а также проекты по развитию зеленой энергетики.

Наверное, понимая опасность ситуации и хрупкость мира с арабами, глава МИД Израиля Яир Лапид решил совершить первую поездку именно в ОАЭ, естественно, с подачи США, которые заинтересованы в укреплении отношений между своими ближайшими соратниками на Ближнем Востоке.

Израильско-эмиратский мирный договор

Договор о нормализации отношений между Израилем и Объединёнными Арабскими Эмиратами был подписан 15 сентября 2020 года при посредничестве США, а церемония подписания документа состоялась в Вашингтоне.

Израиль и ОАЭ достигли соглашения о полной нормализации отношений в рамках указанного документа. Среди прочих условий - Израиль должен отложить решение о распространении своего суверенитета на территории на Западном берегу реки Иордан.

Читайте также:

Лента новостей
0