Новости

Надо ли проверять водителей автобусов на предмет вменяемости

© Photo : APAАвтобус, попавший в ДТП в Баку. Архивное фото
Автобус, попавший в ДТП в Баку. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Долгое время одной из главных проблем столицы остается общественный транспорт, при этом особенно плачевная ситуация сложилась с водителями маршрутных автобусов. Эти, с позволения сказать, "водители" зачастую совершенно не понимают, что им доверили не лопату или молоток, а руль общественного транспортного средства и жизни других людей.

Наши дороги небезопасны. И не только дороги. Даже внутри большого автобуса нет чувства защищенности, так как за его рулем, как правило, сидят не совсем адекватные люди. Порой кажется, что пассажирскими перевозками занимаются случайные прохожие, у которых просто есть категория D в водительском удостоверении, позволяющая управлять этим видом автотранспорта. И эти, с позволения сказать, "водители" автобусов в действительности совершенно не понимают, что им доверили не лопату или молоток, а руль общественного транспортного средства и жизни других людей. 

Автобус наехал на лужу и залил водой Жигули

Очередной показательный случай произошел около Психиатрической больницы №1, расположенной в поселке Маштаги. Шел сильный дождь, образовались огромные лужи, а водитель маршрута №172 спешил. Средняя скорость по этим дорогам составляет 40-60 километров в час, а в такую погоду – и того меньше. Резко тормознув около больницы, автобус наехал на лужу и залил водой машину марки Жигули. Окна машины были приоткрыты, и женщины с детьми на заднем сидении приняли "грязевую ванну". Водитель "жигуленка" и его родственник собрались было побить водителя автобуса, для начала "огрев" его парой крепких слов, но тот вовремя оценил всю сложность ситуации, и до кулачного боя так и не дошло. Но каково детям и женщинам, которых облили холодной и грязной водой в жуткий холод? 

Курсирующий между городом и поселком Бильгя маршрут №172 – один из самых плохих в транспортном хозяйстве Баку. Автобусы на этой линии старые, потрепанные, грязные, со сломанными сиденьями. Водители плохо соблюдают график, грубят пассажирам, курят за рулем, пуская дым в салон, заправляются бензином при заполненном людьми автобусе, разговаривают по телефону во время движения, имеют привычку передавать руль не имеющим прав несовершеннолетним или другим посторонним лицам. В принципе, аналогичные проблемы наблюдаются и в других автобусах, но здесь они все сконцентрированы в одной линии. 

Такое отношение к работе, конечно же, не может не иметь последствий. К примеру, 29 февраля 2016 года водитель маршрута 172 не справился с управлением и наехал на двух школьников, находившихся на тротуаре, 14-летний мальчик скончался на месте происшествия, другой школьник получил телесные повреждения. 

Еще одного водителя этого маршрута – Тельмана Аллахвердиева – уже объявили в розыск по линии Интерпола с февраля 2016 года. В 2015 году управляемый им автобус столкнулся с автомобилем марки ВАЗ 2101, водитель которого, Рамиз Исмаилов, скончался на месте. Но Аллахвердиев скрылся с места преступления и даже успел покинуть пределы страны. 

Должностные преступления совершают не только водители этого рейсового маршрута. Такие заголовки в СМИ, как "Страшное ДТП в Баку с участием пассажирского автобуса", "В Баку пассажирский автобус совершил тяжелое ДТП", "Три автобусные аварии в течение одного дня: есть погибший" стали обыденными. И кажется, что это происходит не с нами, а где-то в другой стране. Люди просто читают или смотрят криминальную хронику, уже не реагируя на события. 

Водитель, сбивший моего папу, хочет доказать, что тот психически болен

Пользователь социальной сети Facebook Ульвия Гулиева в своем статусе прямо обращается за помощью к согражданам. Она призывает бакинцев, в особенности, жителей поселка Ахмедлы, помочь найти свидетелей несчастного случая, который произошел с ее отцом. 20 января 2016 года, между 17:45 и 18:05 его сбил водитель автобуса маршрута 40 на Неапольском кругу по дороге в Гюнешли. "Водитель дал показания в полиции, в которых он утверждал, что наш отец якобы психически болен, и не умел переходить дорогу. И якобы об этом мы, его родные, говорили, когда он лежал в коме в Сабунчинской больнице, куда его отвезла скорая после аварии", пишет бакинка, которая утверждает, что автобус сбил ее отца на тротуаре. К сожалению, записи видеонаблюдения найти не удается. 

Как рассказала Гулиева, ее отец последние десять лет работал в BP, куда его взяли просто по резюме, не по знакомству. "У него было высшее образование, он владел тремя языками… У него было 25 лет водительского стажа, ни разу даже не проехал на красный свет. Мы 10 лет живем в Ахмедлы, я прекрасно знаю, как работают водители этого автобуса. Я была свидетелем того, как водители передают руль кондукторам или своим знакомым, о чем я даже дома всем рассказывала. Люди добрые, если кто-то из вас или ваших знакомых оказался свидетелем этого происшествия, не оставайтесь равнодушными, пожалуйста, помогите мне найти этих людей…", призывает Гулиева. 

Печальный случай, никак не поддающийся каким-либо комментариям. 

"Высокопоставленные покровители" прикрывают своих водителей

На дорогах творится беспредел, водители автобусов сбивают людей на тротуарах, совершают множество нарушений, грубят пассажирам, такое ощущение, что закон им не писан. Они ежедневно преступают закон, а власти никак не реагируют на это. Почему вообще происходит такое?

Во-первых, большинство машин автохозяйства Баку абсолютно не пригодны для пассажироперевозок. Иногда водитель той же самой маршрутки №172 не может понять, сколько же ему залить бензина в бак по банальной причине: у него не работают датчики топлива и масла. Не работает и спидометр. Газ, тормоз, сцепление – вот все что функционирует. Автопарк требует серьезного обновления или же капитального ремонта. А компании, имеющие лицензию на перевозки, не желая вкладывать деньги, выжимают из этих машин все до последнего. Автобусы ремонтируют лишь в одном случае — после серьезной аварии, когда нет иных вариантов. 

Во-вторых, дело в самих водителях. Кадровая проблема на пассажирском транспорте – задача, которую пытаются решить во всем мире. Работа это тяжелая, не каждый может проводить за рулем по 10-12 часов в сутки. А подготовка водителя автобуса – это долгий и нелегкий труд. В развитых странах к этому относятся с должным пониманием, например, чтобы работать таксистом в Лондоне, нужно пройти обучение, схожее с учебой в престижном вузе. Так же обстоит дело и с автобусными водителями. В США, где вакансии водителей больше занимают выходцы из других стран (так как сами американцы не хотят этим заниматься), осуществляется надлежащий контроль за их работой.

В Азербайджане система подготовки водителей автобусов находится в упадке. Совершенно непонятно, где и как их готовят. Ни для кого не секрет, что автошколы работают формально, мало практических занятий, все привыкли получать права какими-то "левыми" путями. Как ни странно, водителями автобусов становятся люди с криминальным складом ума, так называемые лихачи, безответственные и темные личности. А кто-нибудь проверяет их психическое состояние? Конечно же, нет. 

Платить шоферам достойную зарплату владельцы транспортных линий не хотят, большую часть дня водитель работает на хозяина, сдает план, а если остается время, то ищет клиентов для себя. Гонка за клиентом часто оборачивается авариями, в которых страдают обычные пассажиры. Своих водителей "высокопоставленные покровители" прикрывают, и если нет транспортного происшествия со смертельным исходом, то все остальное будет в порядке. Лишь бы текли деньги. 

Надо построить хотя бы 2-3 современные автошколы

Несмотря на все попытки властей навести порядок в этом хозяйстве, больших успехов не наблюдается. Интеллектуальная система управления работает в пол-силы, карточная система введена лишь в нескольких линиях, графики соблюдаются плохо, особенно в вечернее время. 

Просто так исправить ситуацию не получится. Проблему надо решать в нескольких направлениях. Для начала имеет смысл увеличить мониторинги на транспортных линиях и проводить не формальные, а реальные техосмотры. Не прошел техосмотр, значит, долой с глаз и плати штраф. Штрафы – это очень эффективный способ воздействия на транспортные компании. Менять автобусы они не хотят, но элементарные норма чистоты в салонах соблюдать обязаны. А если у автобуса не работают датчики и спидометр, то такой автобус не может заниматься перевозками. За такое можно и нужно наказывать втройне. 

Следует также совершенствовать систему подготовки водителей. Надо построить хотя бы 2-3 современные автошколы с системой обучения на самом высоком уровне. И учеба должна длиться не пару месяцев, а, как минимум, один год. Люди в эту школу должны приниматься после медицинского обследования на предмет психических отклонений. Именно специалисты должны будут решать, можно ли доверять этому человеку жизни других людей. 

Вообще, для водителей общественного транспорта надо ввести систему обязательного ежегодного медицинского освидетельствования. Ведь проверяют же учителей школ и детских садов, медицинских работников и фармацевтов. Надо ли проверять водителей автобусов на предмет вменяемости? Безусловно, в первую очередь.

Подобные учреждения позволят постепенно избавиться от криминальных элементов в сфере общественного транспорта. Вопрос подготовки водителей – архиважный элемент обеспечения безопасности наших дорог. 

Другой важный момент заключается в том, чтобы избавить водителя от отвлекающих его внимание действий. Он не должен заниматься сбором денег, ремонтом автобуса, чистотой салона, поиском клиентов. Соблюдение графика и вежливое обращение с клиентами должны быть неотъемлемой частью работы водителя. Безусловно, повсеместное введение оплаты за проезд картами также улучшить работу общественного транспорта.

В стране есть Министерство транспорта, но оно вяло реагирует на жалобы населения, хотя в действительности должно быть наоборот, каждое обращение необходимо детально разбирать и принимать соответствующие меры. 

Наконец, важно усилить конкурентную среду в транспортной сфере. Так, на некоторых направлениях работают только одни маршруты. Особенно это актуально в бакинских поселках, жители которых часами стоят на остановках в ожидании автобусов. График работы их неизвестен и нигде не указан, а альтернативных маршрутов нет.  

Надо понять одно: без наведения порядка в системе пассажироперевозок невозможно обеспечить нормальную работу остальных сфер экономики страны. Чувство безопасности и защищенности в транспорте – это то, что нужно обычному человеку. 

P.S.: Буквально на днях водитель автобуса маршрута 4 Мамед Мамедов нанес ножом смертельное ранение работающему на этом же маршруте Зульфугару Азизли, который скончался по пути к больнице. Причиной конфликта между шоферами стал график движения автобусов. Политолог Эльхан Шахиноглу, комментируя в соцсетях это событие, написал: "Один из водителей убил своего коллегу только за то, что тот нарушил его график. А несколько дней назад я стал свидетелем того, что водитель автобуса 77 схватил молоток и разбил стекло автобуса 90 за то, что водитель этой маршрутки мешал ему занять место на остановке". 

Зульфугар Азизли работал на этой линии всего несколько дней, и ему было всего 23 года. 

Настало время прекратить бойню на дорогах и навести порядок. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0